41. — 1858 г. мая 3. — Прошение крестьян тиульной деревни Бжни, Новобаязетского уезда, наместнику кавказскому А. К. Барятинского о разрешении им переселиться на казенную землю.
Общество с. Бжни состоит из двух наций — из армянского и татарского сословий, где до завоевания русским воинством бывш. Армянской области, еще во время персидского правительства водворено было из доверителей наших из татарского сословия несколько дворов крестьян, которые от 1827 г. в течение всего времени проживательства в с. Бжни за произведения с посевов своих никому никакого оброку не платили; после покорения этого края русским правительством, именно в 1827 г., слышавши, что земля, на которой означенные доверители наши водворены, принадлежит казенному ведомству, то мы и доверители наши разновременно переселились из разных владений в Бжни — всего 51 семейство армян татар.
Спустя затем некоторое время, именно когда занимались мы и доверители наши летом уборкой хлеба, то эрив. житель Барсег ага Кегамов, прибыв в с. Бжни, объявил, что оно со всей землею, в границах оного состоящей, принадлежит ему, и стал требовать за посевы и другие произведения поземельный оброк под названием мульк. Не зная ни закона, ни обычаев края, мы и доверители наши, во избежание вторичного своего разорения переселением в другую казенную пустошь, беспрекословно исполнили его требование, и таким образом Барсег ага по смерть свою, около 20 лет, от нас получал доходы.
За смертью же его — сын его Арсен. султан день от дня позборы свои увеличивал до той степени, что в 1850 г. мы вынуждены были обратиться с просьбой к местной земской власти, наконец, к эрив. воен. губ-ру, но, не получив в том никакого удовлетворения; к крайнему удивлению нашему ген. Назаровым, по просьбе Арсен султана, тогда же были посажены под стражу односельцы наши Азат Крикоров, Онан Арутинев и Халил Ахмед оглы, которые тогда только были освобождены из-под оной, когда изволил приехать в Закавказский край для обозрения государь император. Из них последний — Халил Ахмед оглы по освобождении из-под ареста от изнурения в заключении на другой же день помер. [93]
Ваше с-во, непомерные поборы, делаемые Арсен султаном Кегамовым, включаются в следующем: деньгами получает с каждого дыма по 2 руб, 50 коп. сер. в год, по 2 барашка, дров по семи вьюков, масла по одному баги., сыру со всего селения 40 батм., а с посевов: пшеницы, ячменя, проса, и проч. произведений от 30 батм. по 7 батм.; кроме того, даем ему караул, рабочих людей, сколько он потребует, лошадей дня домашних работ и разную мелочь бессметно.
А так как чрез подобные угнетения, делаемые Арсен султаном Кегамовым, мы и доверители наши доведены до крайнего разорения, то осмеливаемся прибегнуть к стопам вашего с-ва и, повергая обстоятельство это к благосклонному вниманию великой особы вашей, мы всепокорнейше просим, во избежание нас и доверителей наших от настоящего рабства и совершенного разорения, повелеть, кому следует, о дозволении нам и доверителям нашим на переселение из Бжни на казенную пустошь под названием Арзия, состоящую в Новобаязетском же уезде, и тем, избавляя нас от угнетения Арсен султана, положить конец бедствиям нашим.
О разрешении настоящей просьбы нашей осмеливаемся ожидать милостивейшего распоряжения вашего с-ва.
Подписи крестьян на армянском языке.
Ф. 133, д. 459, «По надписи экспедиции государственных имуществ, с прошением Жителей Новобаязетского уезда селения Бжни, о переселении их на казенную землю Арзни», на 50 листах, лл. 2-3.