160. — 1875 г. мая 18. — Прошение крестьян селения Шахриар, Эчмиадзинского уезда, штаб-офицеру корпуса жандармов Эриванской губернии, майору Золотовскому о притеснениях Огана султана Шахатунова и доведении их просьбы до сведения наместника кавказского.
Благословенное наше правительство постоянно заботится о улучшение быта своих подданных и по ходатайству его императорского величества наместника кавказского, жителям закавказского края были дарованы права управлять своим обществом, за такое высокое внимание правительства, все подданные возлюбленного нашего монарха из признательности готовы принести в жертву все свое достояние и жизнь. Однакож к несчастию часто являются в обществе такие камни преткновения, что все благие намерения правительства остаются не осуществленными. К числу таких личностей принадлежит односелец наш прапорщик Оган султан Шахатунов, [215] который владея некоторыми собственностями в селении Шахгриар, сделался для нашего общества как бы бичем божием.
Надеясь набавиться от притеснения Шахатунова мы осмеливаемся доложить вашему высокоблагородию о некоторых его противозаконных действиях.
1-е, Несмотря на распоряжение покойного генерала Колюбакина отобравшего у Шахатунова общественную землю и переданную в пользование поселян, Шахатунов и по настоящее время владеет тем же двадцати халварным местом, за которое общество беспрерывно платит казне следуемые поземельные повинности.
2-е, Шахатунов обращается с обществом как полный персидский владыка, вмешиваясь в его деда, как гражданские так и духовные и всегда направляет оные по своему усмотрению а именно: а) при выборе старшин он своими угрозами заставляет общество выбрать таких лиц, которые исполняли бы все его прихоти и желания во вред обществу и б) пользуясь общественною землею, Шахатунов не платит ему за-то ни какой повинности, хотя прежде наравне с обществом вносил сполна; и при счистке канавы, он не оказывает ни какой помощи и сверх того отнимает их воду и близь мельниц и своего дома начал присваивать общественную землю, саманники и гумна.
3-е, Шахатунов без всякого вознаграждения в случае надобности берет от поселян для своего семейства подводы, а скот возвращает после долю времени в совершенно изнуренном состояния.
4-е, Шахатунов заставляет безвозмездно работать для себя.
5-е, Когда из стада общества случайно учинят сколько-нибудь потравы в его посевах, то Шахатунов без зазрения совести приказывает зарезать его для своего употребления.
и 6-е, Когда на притеснения Шахатунова кто-нибудь из общества собирается принести жалобу по начальству, то он посылает своих приближенных людей, которые догнав на дороге бьют и колотят беспощадно, приказывая ему вернуться назад, а потому из опасения никто не смеет принести жалобу.
Все эти действия его проходят безнаказанно.
Общество селения Шахгриар когда узнало о приезде его императорского высочества наместника кавказского в Эриванскую губернию и Кульны, то оно собиралось с своими семействами пасть к стопам высоко сего покровителя дабы он избавил от фараоновского тяжкого притеснения Огана султана Шахатунова, которое более не в силах перенести, но [216] к нашему несчастию приезд его высочества не осуществился, а потому поручило настоящую просьбу представить к вашему высокоблагородию с тем чтобы таковая вами была бы доведена до сведения его императорского высочества наместника кавказского.
Не оставьте милостивый государь с вашей стороны оказать содействие, дабы страдальцы шагриарские получили облегчение от притеснения Шахатунова.
Подлинную подписали: Тарас Енгибарян, Хачатур Мугдусы, Карапет Петросян, за неграмотностью трех лиц по просьбе их расписался Енок Тер Микиртичян, Хачатур Андриасов, Ростам Айрапетов, по неграмотности сих двух лиц по просьбе их расписался Баграм Овакамии и Микиртич Хачатуров.
С подлинным верно: майор Золотовский.
ЦГИА в Москве, III. О. З. эксп. 120, 1875 г. л. 29-31.