103. — 1866 г. мая 8, — Прошение крестьян дер. Макраванк, Новобаязетского уезда, наместнику кавказскому о недостатке земли вследствие передачи находящихся в их пользовании земель молоканам.
Мы по переселении из Персии, в числе пятнадцати дымов, по распоряжению кн. Аргутинского поселились в дер. Макраванк., где нам была отведена земля, соответственная количеству дымов.
А как день ото дня переселились к нам в деревню из Персии же армяне, так что в короткое время число дымов в нашей деревне дошло до 29-ти и мы начали терпеть нужду в земле, то просили кн. Бебутова, нач-ка области, дозволить нам в числе 11-ти дымов переселиться в Дарачичаг (ныне Константинов!»), вследствие чего его с-вом нам предоставлены были все земли той деревни в пользование; переселиться же из Макраванка нам не было разрешено, собственно потому, что в Дарачичаг приезжали присутственные места на летнее пребывание.
Землею дер. Дарачичаг пользовались мы до назначения г. Блаватского эрив. уездным начальником, который под видом нужным для казенных домов плотников выписал молокан, уверив нас, что их будет не более трех дымов; впоследствии же их прибыло до 15-ти дымов и земли от нас были отобраны и предоставлены в пользование тех молокан, несмотря на то, что тогда в деревне нашей количество дымов доходило до 37, имея земли только на 15 дымов, чрез что мы пришли уже с того дня в совершенную бедность и разорение, ибо мы вносили и поныне вносим в казну подати и повинности на 37 дымов.
Хотя мы несколько раз обратились к местному начальству с просьбой облегчить участь нашу по делам земли, но к сожалению и к нашему [155] прискорбию, просьбы бедных людей у нас очень редко принимаются в уважение.
По вышеизложенным обстоятельствам ныне пришли в окончательную бедность, препятствующую нам отбывать даже и казенные подати и повинности, чего не предвидели при переселении из Персии, а также терпя от молокан разные притеснения, а именно: при переходе наших стад или рогатого скота в их границу, несмотря на то, что нанесли ли им какой-нибудь убыток или нет, они хватают и тащат к себе в селение, и почти вновь продают нам нашу собственность.
Мы всеподданнейше просим ваше выс-во не оставить нас в таком ничтожном положении, разрешить об улучшении нашего быта, ведь и мы верноподданные великого государя. При сем имеем честь присовокупить: 1-е, что у молокан дер. Константиновна столько земли, что они не в состоянии засеять все, а потому отдают нам на откуп за весьма выгодную нужную им цену и 2-е, что если нет возможности об удовлетворении нашей просьбы впредь до открытия по Эрив. губерния межевой комиссии, то нельзя ли уступить нам землю, принадлежавшую лагерю упраздненной, эрив. крепостной артиллерии, которая находится при нашей деревне.
37 подписей на армянском и русском языках.
См. легенду к № 101; ч. II, лл. 103-104.