19. — 1850 г. апреля 10. — Из показаний крестьян дер. Бжни на произведенном чиновником особых поручений Салтыковым следствии.
Нижепоименованные жители дер. Бжни опрошены были, без присяги, младшим чиновником особых поручений г. эрив. воен. гyб-pa, управляющего гражд. частью, и на опросе показали:
1. Зовут меня Capo Дрмоев, от роду имею 40 лет, веры армяно-грегорианской, у исповеди и св. причастия ежегодно бываю, женат; детей имею, неграмотен, в штрафах и под судом не был. Без всякого наущения я действительно в числе нашего общества несколько раз жаловался и подавал прошение бжнинскому начальству и теперь также утверждаю вместе с прочими жалобою его пр-ству на притеснение, лишние поборы и строгое обращение нашего мулькадара тиулиста Арсена султана Кегамова, через [57] что он довел нас до крайности и мы лишились почти всей нашей собственности. Подтверждаю все изложенное в прошении и добавляю, что мы для него и служителей его все делаем, как крепостные его люди, и за служителей взносим в казну повинности, от чего он, султан, сам верно не откажется; — и я могу подтвердить очистительною присягою пред святым евангелием, — и сверх того угнетением своим довел наши семейства и нас до такого страха, что я никак не могу остаться у него в деление, хотя бы он подарил всю багру и заплатил бы мне за все прежде взятое с моего семейства и с меня лишнее; об одном прошу начальство — переселить меня, куда будет угодно, на казенную землю, а если почтет начальство несправедливой мою жалобу, то предаюсь воле его, только лишь не оставаться на земле султана. Что показал по справедливости, в том доверяю по безграмотности подписать за себя священнику нашему Тер Текеторос Тер-Киракосову.
...Того же года, месяца и числа были опрошены той же деревня мусульмане, нижепоименованные, без присяги, и показали:
1. Кули Мурад оглы, от роду имею 60 лет, женат, детей имею, мусульманин, секты шия, обряды исполняю, в штрафах и под судом не был, неграмотен. Прошения, как прежде поданные начальству, так и последние его пр-ву, я без всякого наущения сам желал в оных участвовать и подтверждаю все, в них нами прописанное, хочя бы то было по всем правилам нашей религии нужно подтвердить присягою, и сверх того одно добавляю, что не могу за все деланные притеснения оставаться более на земле, принадлежащей Арсен султану, а желаю переселиться на казенную землю, где правительству угодно будет переселят, меня, или предаюсь совершенно со всем семейством моим на волю начальства, но остаться на месте теперешнего жительства не согласен. Что показал по справедливости, в том по безграмотности доверяю подписать за себя нашему мулле Гаги Аскер оглы.
... Того же года, месяца и числа были спрошены 5 человек, коих жители называют нукерами у Арсен султана и неплатящие никакой подати и повинностей.
1. Старшина дер. Бжни Багир Гусейн Али оглы, от роду 35 лет, мусульманин, обряды исполняет, секты шия, в штрафах и под судом не был, женат, детей имеет, неграмотен. Есть уже 16 лет, как я старшиною над татарами вашего селения, а 3 года, с нынешним 1850 годом, я управляю и обществом армян, а допредь сего было 2 старшина, у армян один — Крикор Оганесов и у мусульман я; мои предки и я всегда служили господам, а [58] теперь я поставлен Арсен султаном старшиною; очень доволен господином своим и не плачу никаких повинностей и податей, другие же нукеры, только взносят казенные подати (на счет требования Арсен султаном жителей повинностей он во всем согласно показал с объяснением Арсен султана); что же касается до жалоб жителей, то я полагаю, что это происходит от больших его требований, которые считать они, конечно, должны притеснением, потому при отце Арсен султана, хотя требования его исполняли, но он обращался с ними милостиво и его очень любили, потому что он входил в их положение. Что показал по справедливости, в том по безграмотности доверяю подписать за себя мулле Тагию.
. ... 5. Геворк. Оганесов, от роду имею 35 лет, веры армяно-грегорианской, у исповеди и св. причастия ежегодно бываю, женат, детей имею, грамотен, под судом и в штрафах не был, житель я эриванский, Табабашского магала нанялся я в 1849 г. саркаром у Арсен султана и взыскивал с жителей с произведений за 1848 г. по 3 с 30-ти для барина и по 1-ой для себя, а в 1849 г. из 30-ти 7, денег я не взыскивал, а знаю, что взяток по 2 рубля, до всего же остального у Арсен султана положительного нет, как захочет и сколько, так и берет через своего чеуша. Это я видел с тех пор, как саркаром, на работы также, словом, что нужно, то сейчас посылает и берет. Что показал по справедливости, в том своеручно подписываюсь. Добавляю, что я по ошибке сказал — для себя получил половину части.
См. легенду к № 17, лл. 28, 30, 32, 33.