1. — 1838 г. февраля 10. — Отношение главноуправляющего Грузией барона Розена военному министру Чернышеву об отказе крестьян-переселенцев Гокчая платить подати и о мерах, принятых им для ликвидации сопротивления крестьян.
Турецкие переселенцы, вышедшие из Баязетского пашалыка и водворенные в Армянской области на Гокче, по окончании дарованной им льготы обложены с 1837 года податью, соответственно состоянию их, и окладом, назначенным на коренных жителей. Подать эта предварительно строго соображена на месте областным начальством и не иначе положено, как по собрании всех необходимых, сведений и по вызове от самих обществ депутатов, которые признали ее неотяготительною.
В конце 1837 г., по, уборке земных произведений, настучим время ко взносу означенной подати. Когда окружный нач-к сделал об этом распоряжение, то переселенцы начали отказываться от платежа ея, отзываясь, что уплатить оную не в состоянии. После приличного на этот случай внушения, окружный нач-к, для понуждения их, послал к ним находящихся при нем есаулов, но они их выгнали, а потом оказали явное непослушание ему самому. Из числа зачинщиков один из каварских жителей собрал скопище их которые между собою положили не повиноваться окружному нач-ку и не платить подать, пока она не будет уменьшена. Окружной нач-к доносит, что некоторые почетные старшины над переселенцами, кои имеют на них влияние и к которым он обратился, чтобы обратить их к повиновению, сами оказались первыми зачинщиками и сами научили народ не слушаться и не платить подати, а потом своевольно уехали в Тифлис для наставления и подачи просьбы; к нач-ку Армянской области, ген.-майору кн. Бебутову, вызванному мною сюда по делам службы. [24]
Кн. Бебутов, объясняя все это в донесении ко мне от 31 января сего года, присовокупил, что вместе с двумя старшинами явились к нему еще несколько баязетских переселенцев и объявили, что они положенной подати платить не в состоянии. Приказав кн. Бебутову представить их лично ко мне, при объяснении с ними я, кроме закоренелого в них невежества и намерения уклониться под каким-либо предлогом от взноса подати, никаких других причин к неповиновению не заметил. И потому поручил кн. Бебутову немедленно возвратить их в свои места, добавив, что просьба их будет разобрана. Между тем я предписал ему самому отправиться в с. Кавар и исследовать справедливость донесения окружного нач-ка, дознав истинную причину оказанного переселенцами неповиновения и уклонения их от платежа подати. Вместе с сим я поручил ему употребить все зависящие от него меры к понуждению переселенцев взнесть все следующие подати, разве он найдет, что на сей раз она действительно слитком для них обременительна и положение их требует некоторого временного снисхождения. Главных же зачинщиков во всяком случае арестовав, донести о мере вины их для определения заслуженного ими наказания.
В окончании нужным считаю присовокупить, что хотя при высочайшем утверждении предположений моих о обложении жителей Армянской области податьми государь император повелел предоставить мне входить с особыми представлениями, если бы по опытам оказалось, что сделанное умножение доходов слишком обременительно, но мое мнение такое, что без крайней необходимости надобно избегать уменьшения тех податей, чтобы не подать повода другим домогаться подобного снисхождения, в особенности уважение в этом переселенцам будет обидно для коренных жителей, несущих безропотно все подати и повинности. Я нахожу, что полезнее первым сложить часть или и все количество оказанного им пособия при переходе их к нам и водворении в наших пределах, нежели уменьшать положенные подати. Означенное пособие они почти исключительно употребили на свое пропитание до собственных посевов и собрания урожая, на хозяйственные обзаведения и другие домашние надобности, следовательно уплата теперь значительной денежной суммы хотя и по срокам будет для них истинно отяготительна и послужит главным препятствием ко взносу сполна податей, тогда как безотложное отбывание их ежегодно, при умножающемся народонаселении, в непродолжительное время может вознаградить издержки правительства на переселенцев. [25]
Обо всем вышеизъясненном имею честь уведомить ваше с-во, позорнейше прошу довести это до сведения е. и. в.
С истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть
в. с.-ва покорнейший слуга
Бар. Григорий Розен.
Резолюция: Высочайше повелено представить Г. А. Головину обсудить этот предмет вместе с сенатором бар. Ганом и представить свои предложения на высочайшее утверждение. 5 марта 1838 г. Ген.-адъютант: Адлерберг.
ЦГВИА, ф. 38, д. № 98-а, «По отношению Г. А. бар. Розена об оказании турецкими переселенцами, водворенными в Армянской области на Гокчае, непослушания при взносе подати, которою они обложены с 1838 года. Тут же о лишении знаков отличия виновных в этих беспорядках Парсега Арцруни, Мелик Калуста Шагумянцева и Нагапета Будалова и возвращении таковых впоследствии первому из них»; на 46 листах, лл. 1-3.