ДОБРОДЕЕВ И.
Байрам Черкесский.
(Отрывок из письма к Его Превосходит. Андрею Зиновьевичу Дурасову.)
Путешествие на Кавказ, кроме других удовольствий, доставило мне приятный случай видеть Черкесский праздник Байрам. Он продолжался три дня (С 12 Июня по 15). 12 Июня большая часть посетителей минеральных вод из любопытства находились в мирном Черкесском ауле, в 4 верстах от Горячеводска, чтобы видеть увеселения, сопровождающие оный праздник. По прибытии моем в аул, в 3 часа по полудни Черкесы и Черкешенки (девицы) все находились на улице и были одеты наряднее обыкновенного. Спустя несколько времени, запели песню, которая состояла из одних звуков (Произносили сии звуки: тра ла ла ла, а ла, и сим подобные), не заключающих в себе никакого [223] понятия, и все в порядке отправились на равнину, находящуюся при подошве Бештау, самой высокой горы из так называемого Пятигория. На сем месте приготовлены были оседланные лошади и кабели. По прибытии их в назначенное для увеселения место, Черкесы сделали особенный круг, а Черкешенки другой. Разделившись таким образом на две партии, Черкесы одни начали петь свои песни, стараясь перекричать один другого, и сильно хлопали в ладоши. Один подыгрывал им на какой-то особенного устройства дудочке. Пение их всегда сопровождалось пляскою: в средине круга иногда плясал один Черкес, иногда двое, или Черкес и Черкешенка вместе. Хотя пляска их не имеет ни чего в себе приятного, - се можно назвать даже диким восторгом; но проворство их в оной, при всей ее однообразности, чрезвычайно. Песни их, коих пропели они довольно много, также однообразны, с очень малою переменою скорости или медленности каданса. В заключение их пения Черкесы и Черкешенки, переплетясь между собою руками, наконец составили общий круг - все плясали и пели. [224] Черкешенки однакож во время пения не хлопают в ладоши. Оне на время пляски снимают ходульки, которые обыкновенно всегда носят на башмаках, от чего в сравнении с мущинами кажутся великаншами, хотя их и естественный рост гораздо более роста наших Русских женщин, чтo, нет сомнения, происходит от того, что их с 7- ми или 8-ми лет зашивают в кожу, в которой оне остаются до самого замужества. От сей шнуровки талия их делается особенною: грудь плоская сжата; пространство между обоими плечами кажется чрезвычайным; ниже плеч стан делается более и более узким, так что талия их перед тазом имеет немного более двух четвертей в толщину.
После пляски Черкешенки качались на качелях, а некоторые с любопытством смотрели на наряды дам, посетительниц; Черкесы же боролись. Тот Черкес, который одержал верх над своим соперником, вызывал на борьбу другого; будучи же побежден, оставлял другим место спорить о своей силе и показать свое проворство. Черкесы перед [225] борьбою всегда снимают с себя оружие и отдают другим свои кинжалы, потому что не редко подобные игры, в следствие их горячности, оканчиваются убийством.
После борьбы некоторые из Черкесов на всем скаку стреляли в цель, другие ударяли в оную нагайкой, а некоторые кинжалом. Сии игры они производят с удивительным искусством и проворством. Лошадь летит, и черкес, не доезжая шагов двадцать до цели, успевает вынуть из чехла свое ружье и редкий дает промах. Некоторые пускают стрелы в орлов, коих в сей стране находится очень много.
После, когда кончились их увеселения, к вечеру я был в сакле у одного из Узденей; нашел в ней большую чистоту и опрятность, и выпил стакан кумысу, которым хозяин угощал своих посетителей. Он просил гостей отужинать; но они, не желая запоздать, от сей чести отказались. Сакля разделяется на две половины: в одной живет Черкес, где он принимает [226] своих друзей (кунаков), родных; из сей половины ведет узенькая дверь, обыкновенно зовешенная ковром, на женскую половину, куда никто из мущин не смеет входить ни в какое время. Вот все, чтo я мог заметить в короткое время бытности в ауле.
Ив. Добродеев.
Горячеводск.
1828 г.
Июня 12.
Текст воспроизведен по изданию: Байрам черкесский (Отрывок из письма к его превосходит. Андрею Зиновьевичу Дурасову) // Вестник Европы, Часть 161. № 15. 1828
© текст -
Добродеев И. 1828
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Вестник Европы.
1828