№ 30

ПИСЬМО ШАМИЛЯ НАИБУ УМАРУ

(24 ноября 1852 г.)

Размер: 10,3 х 6,9 см. На обороте текста печать — вписанная в овал 6-конечная звезда с именем Шамиля и датой 1266 [1849-50] г.

***

Перевод

От повелителя правоверных Шамиля его брату наибу Умару 1 — мир вам.

А затем. Поистине брат наш податель [сего] Халид — преданный мухаджир 2, набожный [человек] и благочестивый алим. Он жаловался нам на крайнюю нужду. Если ты окажешь ему помощь, покрыв его расходы [ка проживание] и на пропитание его семьи, то это — предел моих желаний и то, за что Аллах Всевышний вознаградит тебя в этой жизни и в будущей. И мир.

Среда, 11 сафара 1269 (24 ноября 1852) года.

Ф. 16, оп. I, № 845


Комментарии

1. Умар из Салты упоминается в русских источниках в качестве наиба в связи с событиями во время осады укреплений в селении Салта с конца июля 1847 г.; до 15 сентября, когда Салта пала (см.: ССКГ. 1873, вып. VII, с. 36-37).

По сведениям этих источников Салтинский гарнизон оборонялся чрезвычайно храбро, но на стороне русских было значительное численное превосходство. ”В Салта обнаружились между горцами голод и смертность. Умар Салтинский с другими находящимися в Салта наибами (Муртадаали из Телетля, кади Мухаммадом из Согратля, Хаджимусой из Чоха Хаджийавом из Ботлиха, Нурмухаммадом из Караха и Идрисом из Гергебиля, который был убит при выходе из Салты) ночью оставили укрепление и с большою потерею едва пробился сквозь ряды русских” (см.: Сказание, с. 45 , АКАК, т. X, с. 454-458). У Абдурахмана мы находим интересные подробности: ”Над Гоцатлем был наибом богослов (алим), мухаджир Умар из Салты, который снискал эту должность наиба у имама своим красноречием. Он [255] не отличался особой храбростью, но не был подлым трусом. Однако в боях за укрепления в Салта проявил крайнее усердие, сражаясь против русских ” (Тазкират, л. 53 а).

2. Мухаджир араб. букв. — переселенец (ист. мухаджир тот, кто ушел вместе с Мухаммедом из Мекки в Медину). В исламе мухаджирами называли переселенцев по религиозным мотивам.

На территории, контролируемой восставшими горцами, всегда было много переселенцев, в том числе и таких, которые отправились к Шамилю из-за религиозных убеждений. Люди переселялись добровольно и по принуждению самого Шамиля и его должностных лиц. Письмо свидетельствует о том, что некоторые из них влачили жалкое существование и были вынуждены просить подаяние из-за отсутствия в имамате каких-либо узаконений относительно них (о мухаджирах в имамате см.: ССКГ. 1872, т. VI, с. 40-43).