Рапорт генерала от кавалерии Тормасова военному Министру М. Б. Барклаю де Толли, 15 января 1810 г.

Господину Военному Министру Генерала от Кавалерии Тормасова.

Прошедшего 1808 году 23 числа Ноября отправленная из Моздока казачья команда, состоящая при офицере в 35 человеках для прикрытия легкой почты, следовавшей в Грузию, и для конвоирования Вологодского Мушкетерского полку Майора Каскамбо, командированного от полку а Ларское укрепление к расположенным в оном того полка ротам, и шести офицеров, назначенных в полки, находящиеся Грузии и Имеретии, была в 20 верстах от Моздоку Чеченцами и числе 400 человек атакована, и по долговременном сопротивлении совершенно разбита, так, что из оной команды толко спаслось 13тъ человек прочие же были убиты на месте, тяжело ранены и захвалены в плен; в том числе взят был Майор Каскамбо и неизвестно куда девались два обер-офицера Тифлисского Мушкетерского полку Подпорутчики Кафшинский и Полетаев, о которых доныне никакого известия нет; а Майор Каскамбо содержался у Чеченцев по сие время вместе с казенным его денщиком закованными в железах. Ныне же от 24го Минувшего Декабря уведомляет Меня Господин Генерал от Инфантерии Булгаков, что Майор Каскамбо с денщиком своим оттуда выбежал, и 14го числа того Месяца явился к шефу Вологодского Мушкетерского полка Полковнику Тарасову, который будучи заблаговременно предварен Мирными Чеченцами о том, когда Майор Каскамбо будет доставлен к берегу реки Терека, находился с приготовленною командою на посту, чтобы при переправе защитить его от преследования Чеченцов. По переправе Майора Каскамбы на нашу сторону объявил он Полковнику Тарасову, что он избавлением своим обязан Сотнику Чернову, который чрез мирных Чеченцов нашел способ открыть с ним сношение, и истощив все средства, чтобы избавить его чрез своих приятелей, послал ему туда по требованию его железную пилочку, чтобы он ею перепилил железа и приготовил себя к побегу в назначенное от него место, что употребивши в пользу, Майор Каскамбо принужден был наконец решиться с помошию деньщика убить во бремя ночи хозяина, где он содержался, и жену его собственным того хозяина кинжалом, дабы обеспечить побег свой; таким образом бежал до Кахкан, Мирной Чеченской деревни, откуда доставлен за обещанную им сумму 202 рубл. серебром на нашу сторону, которые деньги и отданы Полковником Тарасовым.

О сем случае представляя Вашему Сиятельству, покорнейше прошу страдание Майора Каскамбо, какое он претерпел у варварского народа, будучи более года закован в железах и потерю всего своего екипажа, которого он при взятье в плен лишился, представить Всемилостивейшему Государя Императора воззрению.

Причем долгом себе поставляю свидетельствовать пред Вашим Сиятельством об усердии Моздокского Козачьего полку Сотника Чернова в исполнении порученного ему дела, о избавлении Майора Каскамбо из плена.

Генерал от Кавалерии Тормасов

№ 13
Генваря 15 дня 1810 года
Тифлис
По военно-походной Его Величества канцелярии

Нал. 273 резолюция: «Февраля 16. Приказать <?> возвратить полковнику Тарасову майору Каскамбу, кроме следующего ему за все время, что в плену был, жалования, выдать еще в незачет годовое жалование, а сотнику объявить благоволение».

На л. 274 об. помета: «О Каскамбе в списках отмечено. Исполн. 19 февр. Ук: № 369».

РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/152. Ед. хр. 465. Л. 273-274 об.

Публикация Андрея Бирюкова

Текст воспроизведен по изданию: Рапорт генерала от кавалерии Тормасова военному Министру М. Б. Барклаю де Толли, 15 января 1810 г. // Родина, № 1-2. 2000

© текст - Бирюков А. 2000
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Николаева Е. В. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Родина. 2000