РТИЩЕВ Н. Ф.
ОПИСАНИЕ ПРОВИНЦИЙ В ДАГИСТАНЕ
ПО КАСПИЙСКОМУ МОРЮ ЛЕЖАЩИМ:
ДЕРБЕНТСКОЙ, БАКИНСКОЙ, КУБИНСКОЙ И КУРИНСКОЙ
СВЕДЕНИЯ О ДАГЕСТАНЕ
1813 г. 1 2 3
I
Ведомость Кюринскому и другим по Дагистану владениям, числящимся в подданстве или повиновении российскому правительству, с показанием о некоторых, какой приносят доход
1. Кюринское владение с крепостью Кураг, покоренное в исходе 1811 г., по выгнании из оного вероломного Сурхай хана казыкумыцкого. В нем по забратым сведениями числится примерно до 500 дворов; о числе душ ни сам нынешний владелец, ни правительство здешнее не имеют сведений. Владение сие поручено наследственно племяннику Сурхай хана, преданнейшему России полковнику Аслан хану, который обязан взносить в казну е. и. в. с нынешнего 1813 года каждогодно червонцев 3000, хлеба четвертей; пшеницы — 2500, ячменя — 500; провиант сей поступает на довольствие гарнизона, в крепости Кураге расположенного.
2. В Верхнем Дагистане общества: Ахтынское, Алты-Паральское, Докус-Паральское и Мескенжалинское. Сии общества покорились совершенно по покорении Кюринского владения и в верности российскому правительству дали присягу, обязавшись в знак своей преданности взносить в казенный доход вместо обычной дани с нынешнего 1813 года баранами со всех своих овечьих стад, с каждой сотни по одному, которых, однакож, по причине необыкновенно холодной в здешнем краю прошедшей зимы и чрезвычайной от того гибели и худобы скота не представили еще в казну и которые с поправкой в настоящем лете имеют быть взысканы, но числа оным ограничить нельзя.
3. Табасаранская область, Верхняя и Нижняя. Область сия разделяется на частные владения и управляется кадием, масюмом и другими природными беками табасаранскими на обыкновенных их правах. Повиновения от сих народов к России до покорения Кюринской провинции в 1811 году совсем почти не было, и чаще всего табасаранцы были нашими неприятелями, выключая разве немногие селения, лежащие в близости к Дербенту. [248]
4. Карчагское владение. Управляемое своими природными беками и повинуется российскому правительству, по крайней мере без явного обнаружения в вероломстве.
Области, покоренные и повинующиеся России
5. Владение Каракайдацкое, управляемое Адиль уцмием каракайдацким, который до подтвердительной присяги, данной при отряде войск, вступивших в его владение в половине 1812 года, нередко обнаруживал себя в изменнических поступках и способствовал неприятелям России, но с того времени живет спокойнее. Принадлежащая к оному волость Кирикимейская состоит в подданстве уцмия каракайдацкого и родственников его.
6. Область, или город, Башлы. Город Башлы есть резиденция уцмия, народ вольный, уздени называемый, состоит в протекции шамхала и других ханов, повинующийся некоторым образом уцмию. До приведения в совершенную покорность российскому правительству в июле месяце 1812 года скрывал в себе более коварства противу нас, нежели оказывал повиновения и покорности.
7. Несколько селений вольных, дуеклинцы называемый. Сии селения составляют род республики и управляются только своими старшинами, независимо от других. Они ко всем пристают, когда случай есть к измене.
8. Волости, составляющие Шамхальское владение. Карабудаг, Дювдени, Буйнах, Тарки. Все сии волости состоят во владении, или повиновении, Мегди, шамхала тарковского и хана дербентского, которые ни дани никакой не платят, ни повинностей казенных не несут. Но сам шамхал за покорность свою имеет сверх того во владении своем всемилостивейше пожалованные ему присвоенные Дербенту деревни, показанные в ведомости города Дербента, с принадлежащею к ним землею на обыкновенных ханских правах и другие немаловажные выгоды. Кроме сего, ежегодно получает из казны е. и. в. шесть тысяч рублей серебром для приласкания и удержания в спокойствии других горских народов, которые, однакож, никогда его не слушали и не слушают в подобных случаях, и сумма отпускаемая, как известно, остается всегда в пользу его.
9. Общества Акушинское, Зюдахаралинское и весь называемый даргинский народ. Сии общества есть вольный народ, управляемый своим кадием и старшинами независимо от других.
10. Казыкумыцкое владение. Владелец оного Сурхай хан казакумыцкий.
[Примечание к п.п. 9 и 10]. До отнятия у последнего Кюринской провинции и покорения всего тамошнего народа в подданство России в исходе 1811 года много делали вероломства и безпокойствия в границах наших с прочими дагистанцами; в прошлом же 1812 году в июле месяце, по приходе отряда войск на границу к Казыкумыку, без сопротивления дали присягу в верности России, и с тех пор никаких вредных поступков от них не обнаруживается.
Все показанные в сей ведомости владения и владельцы, разновременно покоренные российскому правительству /кроме [249] Кюринского /, не приносят никаких особенных для казны доходов и со времени вступления наших войск в здешний край не были никогда описаны, да и возможности к тому не предстояло по причине безпрерывных почти беспокойств и вероломства, от них происходящих. И все вообще дагистанцы до сих пор были на щету наших неприятелей и более наносили нам вреда, нежели выгод и пользы. Да и теперь нельзя еще совершенно в них увериться, не державши их в страхе победоносного российского оружия. Следственно ни описать селений, ни изчислить жителей нельзя было.
[Подписи-автографы:] Генерал-лейтенант Ртищев. — Грузинский губернский землемер коллежский секретарь Осовицкий.
II
Ведомость, учиненная о казенных имениях, о числе домов и душ и протчего в городе Дербенте и в округе оного
В городе по сделанному в 1810 году описанию нашлось и числится: музульманского исповедания: домов 1435, душ мужеска пола — 3953; армян: домов 28, душ мужеска пола 56; жидов: домов 59, душ мужеска пола 166; всего: домов 1522, душ мужеска пола 4175. С самого покорения Дербента в подданство России ничем доныне не обложены.
Казенного имения приносящего казне доход.
Внутри города.
Красильный дом. Караван-сарай, где прежде чинились абазы, с 7-ю при нем лавками. Лавок пять. Ассесовая на базаре должность. Все сии статьи, со включением мясного сбора и ассесовой на базаре должности, которые, однакож, в казенное имение не входят, отданы Верховного Грузинского правительства.
Вне города.
Два огорода овощных. Ятаги, или пустопорожная земля, занимаемая овечьими стадами. Канал, проведенный от реки Рубаса для напоения садов и пашен, обрабатываемых жителями. Земля хлебопашенная, оставленная после бежавших беков. Казенною экспедициею в откуп гуртом на четыре года прошлого 1812 года генваря с 1-го по 1816 год, каждогодно серебром по 1820 рублей. Шесть садов виноградных с винною и чихирною продажею. Тою же казенною экспедициею отданы на откуп армянам на четыре ж года с заплатою, присовокупя к оной продажу в Кубе чихиря и водки, ежегодно серебром 1500 рублей.
Сверх того. Казенных домов в городе Дербенте, оставшихся после бежавших беков и других музульман и поступивших ныне в ведомство инженерное, всего 24. Из коих семь домов назначены Инженерным департаментом исправить для квартирования [250] штаб и обер офицеров и нижних воинских чинов и проходящих команд, а последние семнадцать домов назначены общим мнением по ветхости в продажу.
Волость, Улусы называемая, которая прежде принадлежала Дербенту, в которой деревни:
Домов |
||
1. |
Арабилер Сорсар |
60 |
2. |
Мулла Кент |
12 |
3. |
Белиджи Подар |
75 |
4. |
Дербент-хале |
30 |
5. |
Мулла Халил |
12 |
6. |
Селип |
15 |
7. |
Азадоглы |
30 |
8. |
Нугды, жидовская |
25 |
9. |
Джалгань, на дербентской городской земле |
25 |
Всего: |
284 |
Сия волость в 1806 году высочайше пожалована во владение генерал-лейтенанту Мегди, шамхалу тарковскому, и казне никаких доходов не приносит. Количества душ в деревнях, так как описания оным никогда не было сделано, не известно.
Город Дербент населен жителями превосходно магометанского исповедания Алиевой и Омаровой секты и несколько армянами и жидами. Все оные имеют постоянное жилище. Занятия их: хлебопашество, торговля и некоторых разное ремесло. Пользуются землею от севера к югу на 30 верст, а с присовокуплением улусов, то есть до Самура реки, на 55 верст, а от востока к западу от пяти до восьми верст и местами гораздо менее, поелику положение города с востока стеснено морем и с запада горами. Граничит к югу с Кубинскою провинциею, к северу с уцмийским владением, к востоку с Каспийским морем, а к западу с Кавказскими горами. Земля, принадлежащая Дербенту и улусам, не обмежевана, и планов никаких нет. К западу имеется дровяной лес, а на Самуре и строевой. Почва земли на плоских местах глиноватая, но плодородная, которой, однако, мало для населенных жителей, ибо для хлебопашества остается одна только узкая полоса, с обеих сторон Дербента до тридцати верст простирающаяся, и из оной к югу лежащая по большой части занята виноградными садами и потому удобной к хлебопашеству остается весьма не много.
[Подписи-автографы:] Генерал-лейтенант Ртищев. — Грузинский губернский землемер коллежский секретарь Осовицкий.
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 18479, лл. 1-4 и 51-52 об. подлинник.
Комментарии
1. Архивное название дела: Описание провинций в Дагистане по Каспийскому морю лежащим: Дербентской, Бакинской, Кубинской и Куринской; дело на 52 листах. Состоит из пяти ведомостей, из них публикуются две: по Куринскому и другим владениям и по Дербенту; эти ведомости составляют лл. 1-4 и 51-52 об. Не публикуются три ведомости: по Баку, Кубе и Кубинской провинции. Последняя ведомость имеет заглавие: 'Ведомость, сколько числится в Кубинской провинции всех деревень, с показанием в ней, какой волости, сколько какого звания людей, кто из старост или юзбашей управляет деревней и сколько в какой деревне состоит дворов, с отметкой в графах, какую подать казенную сообразно с ханским постановлениям жители платят и соответственно местоположению каждой волости'; датирована 1813 г.
Документ имеет вид ведомостей с графами, однако значительная часть этих граф не заполнена; в целях экономии места эти ведомости публикуются уплотненным текстом, без граф.
2. Мы относим данные документы к авторству Н. Ф. Ртищева условно, поскольку он, очевидно, не является действительным их автором. Является ли им подписавший ведомости вторым землемер Осоницкий, трудно решить. Ясно во всяком случае, что они были составлены в управлении главноначальствующего на Кавказе, в Тифлисе, на основании сведений, полученных с мест.
Николай Федорович Ртищев /1754-1835/, с 1773 г. в офицерских І чинах, участник ряда войн; с 1811 г. начальник войск Кавказской линии, с 1812 по 1816 г. главноначальствующий на Кавказе; заключил в 1813 г. Гюлистанский мирный договор; с 1816 г. сенатор /о нем: 'Кавказский календарь' на 1889 г., Биографии; 'Русский биографический словарь', 1918/. Сведений об Осовицком не найдено.
3. Ведомости, за исключением одной, помеченной 1813 г., не датированы. Дата публикуемых ведомостей — тот же 1813 год — определяется имеющимися в тексте выражениями: 'с нынешнего 1813 года' или 'прошлого 1812 года'.
Текст воспроизведен по изданию: История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958
© текст
- под ред. Косвена М. О., Хашаева Х-М. 1958
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR - Станкевич К. 2014
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Издательство
восточной литературы. 1958