№ 81

1822 г. июля 9 — Рапорт И. А. Вельяминова А. П. Ермолову по поводу бегства католикоса Ефрема в пределы Российской империи

№ 2352

Отношением моим к архиеп. Нерсесу возложил я на него объявить патриарху Ефрему решительную волю правительства, чтоб он выехал из Карабага в свой престольный Эчмиадзинский монастырь, так как в пределах российских не может он иначе быть уважаемым, как только в особе простого монаха. Следствием сего было то, что патриарх, ни под каким видом не желая возвратиться в Эчмиадзин, вероятно из опасения к Персидскому правительству, сложил с себя патриарший сан и письменный акт такового отречения прислал ко мне. Акт сей в подлиннике и с переводом (См. док. № 79), равно и отношение ко мне архиеп. Нерсеса при сем имею честь представить в. выс-у (Акт отречения не публикуется), прося почтить меня разрешением по сему предмету, ибо я приостановился ответом на сие и без волн вашей не приступлю ни к каким распоряжениям.

Усмотрев из отношения преосв. Нерсеса, что патриарх собирается переехать на жительство в Елисаветполь, я немедленно писал к нему по летучей почте убедить патриарха не выезжать из Карабага до разрешения в. выс-а. Вслед же затем по распространившимся здесь слухам, якобы патриарх прибыл уже в Елисаветполь, послал повеление подполк. Пономареву известить меня о справедливости сих слухов и в случае действительности оных остановить его в Елисаветполе, решительно не позволяя выехать в Тифлис, если бы он сие вздумал. Выслать же его обратно в Карабаг я не счел приличным. Впрочем не имея еще официального донесения о приезде патриарха в Елисаветполь, я больше полагаю, что летучая моя успеет еще остановить его в Карабаге. По предмету сему равномерно имею честь испрашивать разрешения в. выс-а.

Наконец, долгом считаю также представить переводы письма ко мне Мехти-Кули-хана и отношения преосв. архиепископа вместе с сделанными мною на оные ответами. Превратные толки, происшедшие от описания в Карабаге армян и крайне обеспокоившие хана, побудили меня на время отложить сие описание в том единственно уважении, что действительно затруднительно теперь и даже тягостно для народа отвлекать опыт в деревне от полевых работ (См. док. № 80).

Резолюция ген. Ермолова. Почитая волю сложившего с себя патриарший сан Ефрема, в. пр. уверив его в покровительстве и уважении правительства, приличных к теперешнему его, удаленному от сует, состоянию, предоставить изволите совершенному его произволу выбор [108] места его пребывания. Я надеюсь, что он предпочтет какой-нибудь из удаленных монастырей, где успокоив изнемогшую под бременем трудов старость свою, остатки дней своих проведет в тишине, удаляясь предметов, могущих возобновить воспоминания о прежнем его высоком сане и власти. Если же бы и пожелал он иметь пребывание в самом Тифлисе, смиренному монаху Ефрему готово почтение наше.

АКАК, т. VI, ч. I, док. 609.