№ 73

1822 г. февраля 13 — Письмо католикоса Ефрема А. П. Ермолову с просьбой разрешить ему прибыть в Тифлис или послать к нему в Шушу Нерсеса Аштаракеци

Шуша

4-го числа сего месяца я имел честь получить письмо в. выс. от 30 января (См. док. № 72) и, прочитав оное, уразумел содержание ваших слов.

По многим бедствиям и заключениям, нанесенным от времени, при старости моих лет умножились на меня и на Эчмиадзинский патриарший престол всея Армении тяжкие горести, так обязанным нашелся возложить последнее упование мое на престол милосердия г. и. и потому принужден был прибегнуть под благотворное покровительство его в Карабаг, чтобы прибыв к вам, от дарованной вам богом мудрости получить совет к обеспечению моему и Эчмиадзинского престола. Но как прямым путем не мог бы получить дозволения персидского правительства, принужден был получить его под предлогом поездки в Карабаг, куда прибыв, приостановился, дабы получить совет и мнение ваше в рассуждении прибытия к вам. Почему и просил я прислать ко мне архиеп. Нерсеса, чтобы, посоветовавшись с ним, распорядиться в таком намерении прибыть к вам или сделать так, как приличествовало.

Но за всем тем не знаю, почему происходит от в. выс-а таковое предложение мне, вопреки надежды и ожидания моего. Это, конечно, усугубляет мое несчастие, почитаясь таковым и для Араратского престола. Если за непредварительное уведомление вас или заступившего ваше место о следовании моем до того провинился, чтобы не только не приобрести милости вашей, но даже и посмешищем быть в мире, то само собою известно, что недоверчивое правительство, как изволите и вы писать, от которого как прямым путем не могли мы получить дозволение на отъезд, так равно и предуведомление оттуда наместника вашего признали опасным. Ежели же не так, то возможно ли было не известить? Почему прошу воззреть милостиво на горестное положение наше и пощадить нас, находящихся в крайности, — как писано: «не остави уповающего на тя». Мы прибегли, как к последнему прибежищу, к престолу милосердия е. и. в. в великой надежде обрести милость от щедрот его, подобно как многие утесненные и угнетенные разных держав и земель обретают там приличное уважение и призрение. А потому да не допустить быть тщетною надежде нашей, с коею при сей 70летней старости в такое зимнее время, принужденный со всех сторон необходимостью, претерпев многоразличные беспокойства, пройдя горы и ущелья, повернул себя под покровительство е. и. в., ибо куда же приличнее было бы нам прибегнуть или на какое государство положиться? [100]

Почему вторично прошу или благоволить отпустить к нам архиеп. Нерсеса, или дозволить нам прибыть к вам. Сию ради епископа Симеона, прибывшего к нам для свидания, обращая к вам, препоручили ему сие письмо представить в. выс-у. Оп об остальных наших обстоятельствах может доложить словесно.

Да соблаговолите обратить благосклоненное и милостивое снисхождение на сию просьбу нашу, в той уверенности, что тем изволите оказать великую и несравненную милость Араратскому престолу, мне и обществу армянской нации, крайне обязав при том меня и весь причет оного св. престола благословлять дражайшую жизнь е. и. в. м в. выс-а.

АКАК, т. VI, ч. I, док. 602. Перевод с армянского, современный оригиналу.