№ 68
1821 г. октября 5 — Письмо Н. Аштаракеци архимандриту Хачатуру об участии священнослужителей в постройке казарм для войск в Елизаветполе
*** [94] ***
Архив Матенадарана, ф. Н. Аштаракеци, пап. 165, док. 438. Подлинник.
ПЕРЕВОД
Достопочтенный архимандрит Хачатур.
Е. высокобл. Максим Иванович Пономарев, управляющий ваших мест, будучи здесь, передал мне список на сумму в 300 руб. серебром, часть тех пяти тысяч рублей серебром, которые пожертвованы для построения казармы армянским населением Елизаветополя. Согласились получить и помощь от своих священников и назначили каждому из них определенную сумму, соответственно их возможностям. Однако священники не пожелали вносить ее, и, быть может, именно это и является причиной задержки до этих пор постройки казармы. Между тем священники милостью благоверного самодержца, великого императора всея Руси, освобождены от каких-либо налогов, а дома их, в частности, свободны от любого постоя, о чем первым департаментом сената 14-го июля сего 1821 г. издано [постановление] на основании указа е. и. в. от 17 апреля сего года, согласно которому по всем местам дома церковнослужителей, как то священников, дьяконов и других чинов, те в которых проживают они сами, но вход и номер дома один, пусть даже будет много комнат и номеров в одном коридоре и кроме самих церковников там будут проживать другие жители, снимающие комнаты за плату, то они также свободны от постоя, и чиновники государства не имеют права требовать с них какого-либо налога.
Под этот указ подпадают все дома епископов монастырей, священников, дьяконов и других чинов церквей, их сирот и вдов. И если сам император освободил всех церковнослужителей от уплаты постойных денег и от различных сборов с домов церковнослужителей и сами чиновники государства не могут требовать ничего от духовенства, то как могут представители народа требовать налог для построения казармы от духовенства. Таким образом, никакими правами или принуждением не может требовать от духовенства [денег] ни народ, ни его старшины, ни община, но [95] поскольку они есть наша паства, то народ в случае необходимости с полной уверенностью может обратиться за помощью к своему духовенству, как к своим духовным отцам. Об этом как раз громкий глас Христов: какой же отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или когда попросит рыбы, даст ему змею вместо рыбы?
Было бы лучше, когда бы народ не возложил эту сумму на своих священников, ибо я глазах тех, кто услышит и узнает — [поступок] этот покажется непристойным, но раз возложили, теперь уже непристойно в глазах тех же, если священники возбранят за это свой народ, что может показаться жестокостью священников в отношении к пастве своей.
По сему предлагаю вам созвать всех священников, имена которых значатся как неуплативших, созвать к себе также знатных из народа, которые без ведома архиепископа и не согласовав мирно со священниками и церковниками, осмелились своевольно возложить на своих священников эту сумму, и прочитать при них сие мое письмо и, во-первых, приказать этим знатным лицам из народа, чтобы не осмеливались они больше впредь своевольно возлагать на священников какие-либо налоги, ни большие, ни малые, как это делают с мирянами, но если иногда они будут нуждаться в помощи священников, то имеют полное право любовно обращаться к. ним с просьбой о нуждах своих и получить их помощь вместе с благословением или же обращаться к епархиальному архиепископу своему и, по его усмотрению, установить справедливые и пристойные отношения между ними и священниками.. После того, как все это будет заповедано мирянам этим, для тяго, чтобы скрыть, ошибку народа нашего п, чтобы держать высоко честь его и нашу, поскольку от народа мы, священники, всегда принимали добровольные и недобровольные приношения, следует увещевать всех священников быть щедрыми по возможностям своим, как добровольное и как благословение свое в помощь народу своему, и мы сами также желаем принимать участие вместе с любезными священниками и от нашего имени также вносите пятьдесят рублен серебром за счет той суммы, что наложена на священников и других церковников и, таким образом, дополнив всю назначенную на священников сумму, передай кому следует, а также поставьте об этом в известность Максима Иванича о передаче всей этой суммы, сообщите об этом и нам своевременно.
Нерсес, архиепископ обитающих в Грузии армян