№ 63

1821 г. августа 11 — Объяснение А. П. Ермолова о причинах отказа Шахназаровым во владении имением в Карабахе

Отец просителя точно имел большие поместья в Карабаге, когда провинция сия была управляема феодально и несколькими армянскими фамилиями, но по вражде с ними он же сам способствовал мусульманам покорить провинцию и дабы удобнее мстить соотечественникам своим, выдал за одного из мусульманских владетелей дочь свою, на разность религии не взирая.

Впоследствии, когда ханы Карабагские утвердили власть свою, отец же просителя умер, имущества многих богатых жителей и в том числе и родственников просителя неограниченною властью ханов были присвоены.

В 1799 году родственники просителя бежали в Россию и блаженной памяти император, милосердно воззрив на состояние их, удостоил всемилостивейшей награды. По возвращении в Карабаг некоторые из них воспользовались имуществом, отнюдь не по правам своим, ибо бежавшие оных не имеют, но по собственному произволу хана, который по смерти персидского Ага-Мамед-шаха был самовластным. Проситель упоминает, что по смерти брата его имущество поступило в казенное ведомство. Сие достаточно опровергается тем, что казна доселе ничего собственного в Карабаге не имеет и со времени присоединения к России, на основании высочайше дарованных ханам трактатов, имеют они в земле суд и расправу без ответственности. По силе права сего имущество брата просителя принадлежит теперь хану и не только в казну не поступало, ни же известно ей, в чем состояло оное. [89]

Проситель говорит, что кн. Мадатов ищет завладеть древним наследием его предков.

Хан Карабагский просил меня исходатайствовать высочайшее соизволение, дабы мог он взамен потерявших имений предками кн. Мадатова возвратить ему имение из собственно ему принадлежащих. На сие есть добрая воля хана, которую ничто стеснять не может и высочайшее соизволение потому испрашивает хан, что не смеет предложить сам чиновнику, в службе находящемуся, но тоже самое имение может дать кому хочет беспрекословно и без всякой ответственности. Кн. Мадатов, известный мне благородными правилами, не хотел воспользоваться сими выгодами без соизволения г. и., но тоже самое имение может получить от хана мать его, а он быть ее наследником. И теперь, вводя российское управление в бывших ханствах Шекинском и Ширвапском, оставляем мы жителей спокойными владетелями собственности, которую они от ханов получили, ибо на основании высочайших трактатов, имели они власть внутреннего в земле распоряжения.

По сей причине требование армянина Шахназарова, дабы возвращено ему было имение предков его, неосновательно, ибо надлежит нарушить высочайше дарованный трактат, силою оного предоставленную ханом власть уничтожить и вступить в распоряжение имуществом им принадлежащим. Столько же нелепо желание просителя, дабы имение сие оставлено было в казенном управлении, а ему взамен назначен был всемилостивейшип пенсион; ибо имение сие, как и выше сказал я, не состоит в казне, следовательно надобно отнять его у хана и дать повод ко многим подобным претензиям, а пенсиона ни проситель, ни сын его, служащий в 9-м егерском полку, недостойны, никаких особенных заслуг не оказавши.

Проситель показывает, что его родной брат Джамшид Шахназаров признан владельцем имения грамотою блаженной памяти г. и., данною во 2-й день июня 1799 года. На сие довольно сказать, что ханство Карабагское поступило в подданство России при императоре, ныне благополучно царствующем.

Проситель желает, чтобы право его на владение имением предков рассмотрено было в Министерстве иностранных дел.

Содействия моего в сем деле он избегает для того, что лично принесенная им мне просьба в присутствии его опровергнута ханом и потом просьба сына его по учиненному исследованию найдена неосновательною и даже открыто сомнение насчет законности происхождения сего последнего, ибо просителя отец по распутству имел в одно время 2-х живых жен.

В грубом невежестве своим думает проситель, что Министерство иностранных дел может быть для него судилищем и решить на основании одной его просьбы, не имея нужды собирать никаких сведений.

АКАК, т. VI, ч. I, док. 1282.