№ 50

1820 г. января 19 — Письмо Н. Аштаракеци Иоакиму Лазаряну с некоторыми известиями о событиях на Кавказе и в Закавказье Тифлис

*** [75] ***

Архив Матенадарана, ф. Н. Аштаракеци, пап. 165. док. 181. Подлинник.

ПЕРЕВОД

Ваше высокородие ага Иоаким ага Лазарян, милостивый государь мой!

Со вступлением в Новый год поздравляю в. высокородие со святым рождеством и явлением Христа-бога нашего и молю порождающего человеколюбие, дабы весь род Ваш и жизнь - родителей и потомков Ваших преисполнил всегда благостями своими.

От всего сердца шлю Вам и свое особое благодарение за милость Вашу, оказанную мне в виде серебряной звезды, врученной мне благородным Тамразом Башбеукяном, которую я буду носить с вечным чувством глубокой и приятной радости в душе моей, возблагодарив имени твоего, в. высокородие, ревнителя о народе своем, милостивый государь мой. Вот уже долгое время не имею я никаких письменных известий из святого Престола. Лишь по устным рассказам многих достойных доверия людей, в том числе кизлярских паломников парона Иоанна Паракецова, сына Степана и других бывших с ним, я слышал, что в то время, когда сардар Гусеин-кули находился у шах-зада [принца] в городе Хое, брат его сардар Гасан-хан не то своевольно, не то, как утверждают, подстрекаемый другими, великой дерзостью отправил саранка [военачальника] Магмат-бека в святой Престол и потребовал от Мартироса архиепископа из Кесарии — бывшего архиепископа Смирны, а ныне поставленного там местоблюстителем католикоса, а также от другого Степаноса епископа Енокянца и других, тысячу туманов, под тем предлогом, что они, мол, не [76] находятся в законном подчинении е. с-ва патриарха. По возвращении его на Престол его известили о повелении том и хотя те архиереи выразили свою готовность дать ответ на необоснованное требование и воспротивиться незаконным посягательствам, однако е. св-тво патриарх распорядился по-своему и уплатил упомянутому саранку сто туманов, как исполнителю незаконных повелений. Сто туманов уплатил он и Джафар-беку, поставленному исправником над всем населением Аирарата, а также дал вексель на сумму в одну тысячу туманов на имя сардара Гасан-хана, из-за чего вокруг е. св-ва патрирха начались сплетни как среди братии, так и других.

Е. высокопр-во наместник Алексей Петрович Ермолов, показав великую устрашающую [силу] русских во всех пределах Кавказских гор, говорят, уже возвратился из неприступной крепости или города, называемой Ахулом, где высокопочтенный командующий лезгинов, называемый кади, являлся его заместителем, и, надеюсь, скоро прибудет сюда, тогда [узнаем] обо всех, необъятных оком, победах русских войск и славных, доблестных подвигах армянина кн. Мадатова.

О том, прибыл ли уже благородный ага Хачик — нововенчанный наследник Ваш, милостивый государь мой, я до сих пор ничего не мог узнать, потому прошу Вас иногда извещать меня об этом.

Будьте здравы, в. высокородие, я же остаюсь всегда исполненный любовью и преданностью души моей к вам, покорнейший слуга

Нерсес, архиепископ обитающих в Грузии армян