№ 365

1829 г. мая 13 — июня 3 — Из журнала командира Отдельного Кавказского корпуса о положении на турецком фронте

13 майя. О нынешних силах Аббас-Мирзы г. главнокомандующий чрез посыланного в Тавриз состоящего при е. с.-тве шт.-кап. кн. Кудашева получил следующие известия:

Прежние 13 сарбазских баталионов снова сформированы, но еще находятся в большом неустройстве: людей до комплекта много недостает, жалованье и содержание почти вовсе не производется, из наличных людей третья часть не имеет оружия; но англичане обещали как можно поспешнее доставить в Тавриз 12 тыс. ружей.

Артиллерии во всем Адзербиджане ныне находится только 34 орудия, и по числу их достаточное количество снарядов.

Англичанин Гарт, командующий регулярными войсками Аббас-Мирзы, предложил ему привести в совершенный порядок хотя 6000 сарбазов, на содержание коих требовал ежегодно 800 тыс. рублей серебром. Аббас-Мирза отозвался, что он не может ныне уделить на войско токовой суммы.

16 майя. С других мест турецкой границы известия следующие: В Баязете еще все спокойно.

Сбор войск в Арзеруме продолжается успешно: считают, что уже прибыло туда до 50 тыс. человек; артиллерия ежедневно обучается, полагают одних запряженных орудий до пятидесяти. По словам одних сераскир остается при прежнем намерении своем действовать наступательно на Карс, другие утверждают, что он решился выбрать крепкую позицию между Гассан-Калою и горами, составляющими Карскую границу, и ожидать там войска наши; для чего, как слышно, начали укреплять большой лагерь при Хоросане, что в 50-ти верстах не доходя Гассан-Кале.

Отряд Кегьи сераскира, по последним известиям, находится уже в Шавшете, около 60-ти верст от Ардагана. В оном полагают войск прибывших из Арзерума до 15 тыс. с 20 орудиями и весьма значительными военными и съестными запасами; к сему же отряду должны присоединиться все ополчения Ахалцыхских непокорных нам санджаков, число коих может простираться тоже не менее 15 тыс. Сверх того есть известие, что паша Тушчи-оглы, находившийся на Гурийской границе близ Батума, выступил с пятитысячным отрядом для присоединения к корпусу Кегьи. Жители ардаганские уверены, что все сии войска сделают нападение на Ардаган, и некоторые мусульманские деревни уже перешли в санджаки, занимаемые турками, боясь быть разграбленными при вторжении Кегьи.

17 майя. Корпусная квартира, выступившая вчерашнего числа из Тифлиса, сегодня прибыла в Цалку.

19 майя. Корпусная квартира прибыла в лагерь отряда ген.-м. Муравьева, расположенный при деревне Гейдаре близ Ахалкалак.

Все деревни Ахалкалакского и Чилдырского санджаков заняты жителями, между ими показалась недавно чумная зараза.

20 майя. Получены следующие известия:

Неприятель сосредоточивается во многих местах, имея уже в сборе до 60 тыс. войска с многочисленною артиллериею, куда же направятся главные силы его, еще не известно. Число войск турецких в [599] санджаке Геле увеличивается, конница их продолжает производить оттуда набеги на дорогу из Ардагана в Карс: говорят даже, что войска, находящиеся против Ардагана в Олти, Арданудже и Шавшете, получили приказание следовать в Гелу, находящуюся в вершинах Куры между Ардаганом и Карсом.

22 майя. Сего числа отряд ген.-м. Муравьева, из лагеря при деревне Гейдаре близ Ахалкалак, под личным начальством е. с-тва г. главнокомандующего выступил по дороге к Ардагану и имел ночлег у деревни Карзах.

23 майя. Отряд имел ночлег близ селения Зурзуна. Погода здесь еще самая суровая, на вершине невысоких гор, чрез которые шла дорога, лежит снег: целый день падали попеременно дождь и град при сильном ветре; подножный корм едва показался.

24 майя. Г. главнокомандующий с конвоем из 50-ти казаков прибыл в Ардаган.

25 майя. Отряд прибыл к Ардагану.

Ген-м. Попов, командующий в Баязетском пашалыке, доносит, что Баязетские жители, сверх выставленного ими пятисотного милиционного баталиона, сформировали еще 500 человек милиции, которая намеревается служить без жалованья.

В Карском пашалыке пасинские куртинцы производят около Кягиз-мана небольшие набеги, которые до сего времени оставались безуспешными по причине бдительности обывательских караулов: только близ деревни Рагил-Арави удалось им напасть нечаянно на 4-х армян, работавших в поле, из коих одного убили и двух ранили.

Партия турецкой конницы в числе 500 человек, находившаяся в санджаке Геле правее дороги из Ардагана в Карс, удалилась из оного по получении известия о движении войск наших к Ардагану.

Отряд ген.-м. Панкратьева расположен при деревне Караджуран, что в 8-мн верстах от Карса по Арзерумской дороге, а три баталиона из оного находятся близ деревни Инжа-су, в 20 верстах от Карса по дороге к Ардагану. К оному отряду прибыли Нахичеванский сарбазский полубаталион и 250 человек нахичеванской конницы Кенгерли, из котором и из части 1-го Черноморского полка, оставшейся за занятием постов в Армянской области, составится сводный полк.

26 майя. О неприятеля верного известия нет. Кегья сераскирский, как слышно, перешел из Ардануджи в Шавшетский санджак, сопредельный с Ардаганским и Мосховским: силы его полагают до 10 тыс. и он старается собрать как можно более жителей из горных санджаков.

Сераскир, по последним известиям, вышел из Арзерума, но в нескольких верстах от оного остановился лагерем, ожидая сбора всех войск своих: число уже прибывших полагают до 50 тыс.

28 майя. Получены следующие известия о неприятеле.

Кегья сераскирский 24-го числа перешел из Ардануджи и Шавшет, имея до 12 тыс. войска, к коему присоединилось до 3 тыс. жителей. Сверх того должны прибыть до 6 тыс. аджарцов и ливанцов; есть также слух, что из Арзерума еще прийдет 8-ми тысячный отряд. Дорога из Ардагана в Шавшет пролегает на пространстве 35 верст чрез горы густым лесом по тропинкам, проходимым только для пеших и конных, но для колес совершенно неудобным. Несмотря на сие Кегья, известившись о прибыши нашем к Ардагану, поспешно отступил на 80 верст в противоположную сторону Шавшетского санджака к Аджарской границе, в места еще более неприступные, куда находящиеся при нем несколько орудий легких перенесены на руках. [600]

29 майя. Командующий в Баязетском пашалыке ген.-м. Попов доносит, что Ванский паша и Магмут-хан Бергерский с 15 тыс. войском и 12 орудиями должны сделать нападение на Баязетский пашалык. Для защиты занимаемых нами крепостей Баязета, Диадина и Топрак-Кале сделаны нужные распоряжения: укрепления по возможности исправлены и снабжены достаточно запасами съестными и артиллерийскими. В Баязете сформировано до 1000 милиции, которая 17 числа была на смотру.

Между тем в Баязетском пашалыке еще довольно спокойно: только около Топрак-Кале куртинцы угнали несколько скота.

30 майя. По показаниям лазутчиков, Кегья Сераскирский находится в том же неприступном месте, в тоже время получены от ген. майоров Панкратьева и Реутта повторительные донесения, что, по сведениям от разных лазутчиков полученным, решительное наступление неприятеля на центр наш обнаруживается, что передовые войска его в числе 20 тыс. прибыли в Меджингерт, сераскир с 30-е тысячным корпусом выступил из Арзерума, и что вслед за ним выйдет оттуда еще до 20 тыс.

Сии обстоятельства побудили г. главнокомандующего поспешить на подкрепление отряда ген.-м. Панкратьева, угрожаемого главными силами неприятельскими, и у которого осталось только 4 баталиона, выключая гарнизона Карского, состоящего из двух баталионов; дабы же поддерживать Ахалцых, в коем свирепствует еще чумная зараза, и обеспечить крепость Ардаган до усиления гарнизона оной другим баталионом 40-го егерского полка, следующим из Карса с провиантским транспортом и артиллерийскими снарядама, — е. с.-тво выдвинул к стороне Поуховского ущелья три баталиона пехоты, 1000 человек казаков и конных мусульман с 14 орудиями под командою ген.-м. Муравьева, а чтобы более произвести влияния на неприятеля, г. главнокомандующий сам выступил с отрядом сим, и к вечеру возвратился в Ардаган.

31 майя. С двумя с половиною баталионами пехоты, двумя конными полками и 14 орудиями артиллерии г. главнокомандующий выступил из Ардагана и имел ночлег при речке Ахчае, сделав по горам переход в 37 верст.

1 июня. Г. главнокомандующий прибыл с отрядом в Карс, сделав 35 верст по дороге местами весьма затруднительной. Отряд ген.-м. Панкратьева для удобства подножного корма перешел к деревне Бегли-Ахмету, что в 18-ти верстах отсюда по Арзерумской дороге.

3 июня. Ген.-м. Муравьев доносит: произведши рекогносцировку к деревне Цурцкабу, он открыл в вершинах Поцховского ущелья лагерь неприятельского караула, силу коего по числу палаток полагает он в 300 человек; вправе вниз по речке Поцхову вдали также заметно было несколько палаток. 1 июня предполагал он приближиться к ущелью и в 4-х верстах от деревни Цурцкав остановиться на высотах для дальнейшего наблюдения за неприятелем.

О движениях неприятеля по Арзерумской дороге верных известий нет, но прежде полученные сведения подтверждаются, а именно: передовые неприятельские войска расположены в Меджингерте, посылая разъезды по сю сторону гор: сераскир с 50-ю тысячным корпусом и многочисленною артиллериею I июня намерен был выступить из Арзерума.

Верно: обер-квартирмейстер полковник Вольховский

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4809, лл. 406 и об; 410-411 об. Копия.