№ 356

1829 г. марта 26-30 — Из журнала И. Ф. Паскевича о положении дел на Кавказском фронте

Марта 26-го. Ген-м. Панкратьев доносит, что находившиеся в Топрак-Кальском гарнизоне три человека рядовых, одержимые чумною заразою, при тщательном пользовании медиков совершенно выздоровели и выдерживаются в карантинном очищении; в других же войсках Баязетского отряда, равно как и между жителями совершенно благополучно.

Марта 28-го. Известия с персидской границы и из Баязетского пашалыка прежние: вооружения в Адзербиджане продолжаются: слухи о сборах ванского паши напасть на Баязет подтверждаются.

В Карском пашалыке жители, особенно христиане, опасаются скорого и сильного вторжения турок, которые в случае неудачи против Карса намерены по крайней мере разорить весь пашалык. Я приказал жителей по возможности приблизить к границам нашим, оставя в деревнях вооруженных рабочих людей, которые будут охраняться своими собственными караулами, для чего и вообще для прикрытия жителей ген.-м. Реутт, управляющий Карским пашалыком, надеется собрать до 1500 конных и пеших армян.

В Арзеруме утверждают, что все число войска их, назначенного туда собраться, простирается до 150 тыс. человек: войска, ожидаемые из Сиваза уже следуют в Арзерум под начальством Байрам-паши, сына Гуссейн-паши.

В Ахалцыхе между войсками открылась чумная зараза: больные и сомнительные надлежащим образом, отделены.

23 марта ген.-м. кн. Бебутов получил известие, что неприятельские войска во всех соседних санджаках разошлись по домам, по 24 [592] лазутчика доставили ему сведение, что аджарские войска оного числа должны были перейти опять в Коблианской санджак, к западу от Ахалцыха находящийся, а в Шавшетский санджак, вправо от Ардаганской дороги лежащий, ожидался Кучук-паша с отрядом войск, прибывших из Арзерума.

Если сие окажется справедливым и войска неприятельские приближатся к Ахалцыху, то гарнизон оного усилится еще одною ротою Херсонского гренадерского полка, прочие же роты оного, равно казачий Леонова полк и Карталинская милиция займут Ацхверы и Боржомское ущелье.

Марта 29-го. Сей час получено известие, что Кучук-паша, шедший с войском в Шавшетский санджак, по получении сведения о совершенном очищении Ахалцыхского пашалыка от войск Аджарского Ахмет-паши, остановился в Арданудже, разместив по деревням отряд свой для продовольствия, ожидая прибытия Арзерумского сераскира, который отправил уже вперед в Арданудж часть войск с артиллерией.

Старшины деревень Коблиянского санджака все просили пощады и обязались представить свое оружие, но санджакский бек Сулейман-бек, изъявивший также прежде сего раскаяние, писал к аджарскому Ахмет-паше, что жители управляемого им санджака передаются русским и просил для удержания их от сего намерения прислать туда войско; вследствие чего Ахмет-паша отправил в Коблиян несколько сот аджарцов, кои ныне расположены в деревни Кодердзи в 50-ти верстах к западу от Ахалцыха.

Генерал-адъютант граф Паскевич Эриванский

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 47-16, лл. 67-68. Подлинник.