№ 308

1828 г. августа 28 — Рапорт И. Ф. Паскевича Николаю I о боях под Ардаганом

Крепость Ахалцих

Счастие имею всеподданнейше повергнуть к стопам в. и. в. ключи крепости Ардагана, занятой ген.-м. Бергманом 22 числа августа месяца, в которой найдено 31 орудие и значительные запасы артиллерийских снарядов. О чем происшествии и о предшествовавших действиях Карского отряда ген.-м. Бергман доносит следующее:

Жители многих карских деревень, угнанных неприятелем к стороне Ардагана, изъявили желание возвратиться в прежние жилища свои, но будучи надзираемы куртинцами не могли сего исполнить без помощи русских войск. Для освобождения их, воспользовавшись временем, когда разбитые под Ахалцыхом турецкие войска бежали во все стороны, ген.-м. Бергман отрядил начальника Карского пашалыка полк. кн. Бековича-Черкасского, который выступил из Карса в ночи на 16 число с вторым баталионом 39-го егерского полка, первым баталионом 40-го полка, 200 казаков, с 70 конными армянами из карских жителей и 4-мя легкими орудиями. Отойдя около 50-ти верст от Карса и имея в 15-ти верстах в праве Ардагаи, утром 17-го числа он получил уведомление, что мушский паша, уходя с конницею своею в Арзерум, выгоняет туда жителей, к которым шел отряд на помощь. Полк. кн. Бекович-Черкаский немедленно подался еще на 8 верст вперед на высоты: турки, опасаясь быть запертыми в занимаемых ими теснинах, отступили несколько к Ардагану и тем дали возможность приготовленным уже к походу в Арзерум жителям немедленно пуститься на соединение с нашими войсками, для прикрытия их посланы казаки и армянское ополчение, а пехота с артиллериею скрыта была, дабы завлечь неприятеля в дело, и разбив его на месте предупредить все покушения, которыми он мог бы беспокоить обратный путь отряда. Присоединившиеся жители показали, что при паше находится тысяча отборных куртинцев и до 3000 конницы, задержанной пашею из числа бежавших к Арзеруму мимо Ардагана турецких войск после поражения их 9-го числа под Ахалцыхом.

По мере прохода жителей за пехоту, казаки и армяне начали отступать: неприятель не видя всех сил наших и озлобясь тем, что в глазах его совершилось присоединение к нам жителей, решился оставить свою позицию и с ожесточением бросился на армянское ополчение, которое не в состоянии было выдержать сильного его натиска. Казаки приостановили несколько турок, но теснимые столь превосходным числом начали уступать и навели их на пехоту. Бегом бросились вперед егеря и штыками встретили передовых запальчивых наездников неприятельских; изумленная кавалерия их пришла в замешательство, удачное действие картечных выстрелов довершило поражение и турки [527] обратились в бегство оставляя убитых и раненых своих. Малочисленность казаков не позволила далеко продолжать преследование, но урон неприятельский весьма значителен, в числе убитых находится сын Мушского паши, 16 почетных чиновников и много простых всадников, однако первый натиск и с нашей стороны не обошелся без урона: казаков убито 16,ранено 12, без вести пропало 12; армян убито 4, ранено 11 человек.

Генерал-адъютант граф Паскевич Ереванский.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4644, л. 203-204. Подлинник.