№ 303

1828 г. августа 10-29 — Известия из Отдельного Кавказского корпуса

(Заголовок документа)

Августа 10-го. Лагерь при селении Калкит-Чифлик.

От ген.-м. кн. Бебутова донесено, что переговоры с Аджарским нашею продолжаются, что он, особенно по отступлении из Ризы войск Тусчи-Оглы, кажется желает покровительства всемилостивейшего г. и- Отправив к нему подпор. Туркистанова, он требовал в аманаты его сына и ожидает ответа.

Жители Коблианского санджака, по получении известия о прощении, все возвратились в дома свои.

Ген.-м. Сакен по прибытии в Ахалцых 11-го числа вступил в управление оным.

Ген.-лейт. Панкратьев доносит: посланному на подкрепление косцов наших полк. Басову 3 числа он предписал возвратиться со всеми командами и прикрытием; едва он достиг равнины, прилегающей к большой дороге, от Арзерума в 15-ти верстах, как куртинская конница до 2 тыс. человек из ущелья, ее скрывавшего, выскакав, бросилась на отряд его, отрезала арриергард и сильно теснила главные силы. Вступя в дело, полк. Басов отправил к нему донесение. Известясь о происходившем, он подкрепил его, командировав ген.-м. Сергеева с казачьим полком его имени, двумя сотнями 2-го линейного, двумя ротами 41-го егерского полков и двумя легкими орудиями.

Ген.-м. Сергеев быстрым движением успел прибыть еще во время и куртинцы обратились в бегство; быстрое преследование оных заставило их потерять все ими в окрестностях награбленное, оставя же усталых лошадей своих, они едва успели пешие укрыться за неприступными скалами гор своих. Потеря, неприятеля убитыми до 200 и конечно более сего ранеными; пленных взято 8 человек. У нас убито II, ранено 12, пропавших 3 строевых и столько же нестроевых.

Августа 11-го. Лагерь при селении Калкит-Чифлик.

В окрестностях Арзерума куртинские партии сильно увеличиваются. 1-го числа сего месяца посланный от ген-лейт. Панкратьева в Хнис Куринского пехотного полка штабс-капитан Юматов, в 30-ти верстах встречен был одною из оных и по выдержании неоднократных натисков должен был уступить превосходившему его в 10 раз неприятелю: [518] потеряв из конвоя убитыми 4, ранеными 8 человек и 16 лошадей, он отступил к Арзеруму.

Полк. гр. Симоновичу предписал господин главнокомандующий сделать экспедицию по направлению к Гюмиш-хан, для чего усилил отряд его 4-ю кегорновыми мортирами.

Июля от 25 донесено, что Тарутинский, Бородинский и 27-й Егерский полки выступили из Тифлиса к Ахалцыху, а полурота линейной казачьей конно-артиллерийской № 4-го роты, для присоединения к действующему отряду. Сию последнюю господин главнокомандующий предписал остановить в Арзеруме.

Августа 12. Лагерь при селении Темля.

Весь действующий отряд сего числа перенесся лагерем к селению Темля.

У Шен-Су господин главнокомандующий оставил ген.-м. Фредерикса с батальоном Эриванского и ротою Херсонского полков, одним казачьим полком и 8-ю орудиями для прикрытия нашего тыла и готовности поддержать отряд полк. гр. Симонича. Сей последний доносит, что к 9-ти часам утра он был у селения Турсун, где сделав привал, передовою партиею открыл неприятельские пикеты.

Ген.-м. Попов доносит, что неприятель отступил от Баязета, что лишь партии Джалалинских куртин бродят в окрестностях и грабят деревни. Чума с каждым днем менее и менее свирепствует.

Говорят, что будто бы е. выс. Аббас-Мирза присылал к Ванскому паше с требованием сдать крепость, но получил гордый отказ.

При следовании войск Ванского паши к Баязету и обратно, оные не проходили чрез персидские владения — и следственно слухи, что будто бы персияне вспомоществовали туркам, оказываются ложными.

С Али-ханом Макинским сношения не прекратились.

Гуссейн — ага Мушский с своею кавалериею и частью дели-башей стоит близ Чубухлы в 45-ти верстах от Баязета. Сулейман-ага ближе к Вану. Они как слышно просили у Аббас-Мирзы позволения перейти на земли Персии, но по показанию одних, еще не получили ответа; другие же говорят, что его высочество без согласия на оне господина главнокомандующего, дозволить им сего не возжелал, и приказал отнестись к его сиятельству.

Августа 13-го. Лагерь при селении Темля.

Исправляющий должность Ардаганского коменданта подп. Шумский, сходно данного ему предписания, с частию войск гарнизона, прошедшего июля в 14-ый день сделал экспедицию на Шавшетской санджак. При селении Мамелюс встретил неприятеля, обратил его в бегство и взял в плен известного начальника хищников Лалан-оглы-дурсун при 5-ти всадниках. Для преследования же бежавших командировал майора Забродского с двумя ротами егерей и частию казаков; сей последний по едва проходимым тропам достиг вершины гор, напал на кочевье, был встречен сильным ружейным огнем, но штыками опрокинул защищавшихся и, положив большую часть на месте, остальных рассеял по лесам. 950 штук рогатого скота и 30 лошадей досталось победителям.

Следствием сей удачной экспедиции было: I. Немедленная присылка чиновников от Бека Ильского с просьбою о принятии его и куртин ему подвластных в покровительство всемилостивейшего государя [519] императора. 2. Совершенное очищение от грабительств дорог из Ардагана к Ахалцыху и Карсу. 3. Слухи, что будто бы и Ливанский Алибек намерен явиться с покорностию и просьбою о покровительстве и

Переселение из гор Шавшетского санджака до 100 семейств на прежние места их жительства в округ Ардаганский.

Начальник Байбуртского отряда ген.-м. Бахман доносит, что по показаниям лазутчиков, неприятельские войска по развитии при Харте и Балахоре, снова собираются в Гюмиш-Хане, что там соединились: Учуиджи-оглы Али-бек, Узун-оглы, Эгиб-оглы и Тусчи-оглы, что в 3-х часах от Гюмиш-Хане в Шапхане находится Осман-паша и племянник Грапезонтского Сераскира Али-бек, коему поручено формировать новое войско из лазов Офского и Сурмалинского санджаков, но офские беки решительно отказались даже и от исполнения повеления явиться, чтобы выслушать фирман султана; что продолжают оказывать нам кажется искреннюю преданность.

По известиям из Трапезонта, султан прислал большие суммы денег и предписал каждому из поступающих в войско давать в месяц жалованья по 60-ти курушей.

Полк. гр. Симонич из лагеря между селениями Халазера и Хурсуп в 14-ти верстах от Гюмиш-Хане доносит, что на Гяур-Даге в укрепленном бивуаке он застал неприятеля; заметя же по дороге от Гуанс-Калс большие силы, шедшие на присоединение к туркам, поспешил атаковать сие место — быстрота нападения и неожиданность оного принудили неприятеля отступить .на противоположную возвышенность, там оп соединился с секурсом, но вторая решительная атака бросившихся нашего партизанского отряда и эскадрона нижегородского драгунского полка, поддержанная баталионом пехоты, опрокинула упорно защищавшихся и лишь необычайная крутость горы спасла опрометью бежавших от совершенного истребления. Преследование продолжалось до самого вечера.

По показанию пленных неприятель был силен четырьмястами кавалерии и 700 пехоты, сия последняя рассеялась по ущельям и лишь малая часть кавалерии побежала по направлению к Гуанс-Кале, где стоит с 1500 человек Осман-паша Шатыр-оглы.

Гюмиш-Хане оставлена без войск. Полк, граф Симонич послал туда с предложением к народу сдать крепость и с сим вместе двинулся к стенам ной.

Августа 14-го. Лагерь при селении Темля.

Из отряда ген.-м. Фредерикса командированы к селению Турсун вправо по ущелью и следованию полковника графа Симонича две роты пехоты и 50 казаков, с назначением служить эшелоном между резервным отрядом и направленным к крепости Гюмиш-Хане, с сим вместе предписано и от сего последнего отряда выставить таковой же на половине дороги от Гюмиш-Хане до Турсуна, что и обеспечивает линию сообщения нашего с Гюмиш-Хане.

Августа 15-го. Лагерь при селении Темля.

Полк. гр. Симонич от 13-го августа донес о занятии Гюмиш Хане.

Крепость при приближении войск наших совершенно оставлена неприятелем. Жители оной с старшинами своими встретили отряд наш и с живою искреннею радостию приняли единоверцев — ибо Гюмиш-Хане населена большею частию греками. [520]

Сего же числа ген.-м. Бахман донес, что в ущельях Лазских гор, восстание Сурмалинского санджака ввергает в большую опасность окрестности Байбурта — да и самый Байбург, как извещен он чрез оф-цев, кажущихся нам преданными, должен быть атакован. Сие обстоятельство со многими другими решило г. главнокомандующего и е. с. изволил предписать гр. Симоничу быть готову к отступлению от Гюмиш-Хане.

Августа 16-го. Лагерь при селении Темля.

Сего утра по совершении божественной литургии был воспет благодарственный молебен покорившему могущественной деснице августейшего государя императора нашего крепости: Силистрию и Помиш-Хане при возгласе «Тебя, бога, хвалим», выпущено из орудий 101 выстрел, а по окончании сего войска прошли церемониальным маршем.

Ген.-м. барон Остен-Сакен из Ахалцыха доносит: что Аджарский паша не выполнением обещания явиться к нему, или прислать аманатом сына своего подает сильное сомнение в непрямости расположения своего к русскому правительству. Вследствие сего он еще раз послал к нему с решительными предложениями и если ответ Ахмад-паши не удовлетворит ожиданиям наши, то, согласно с постановлением ему от господина главнокомандующего данным, он приймет меры вооруженною рукою или наказать вероломного, или принудить слабого действовать решительнее.

На левом фланге лагерного расположения нашего показались партии неприятеля.

Полк. гр. Симоничу г. главнокомандующий предписал оставить Гюмиш-Хане, и взяв оттоль годное турецкое орудие и артиллерийские запасы следовать чрез селение при Арги-Су к Балахору и в 15-ти верстах оттоль стараться выйдти на Трапезонтскую дорогу к 20-му числу сего месяца, куда г. главнокомандующий полагает прибыть к сему же времени.

Августа 17-го. Лагерь при Шен-Су.

Чрез лазутчиков узнано, что в 20-ти верстах от Калкит-Чифского в селении Тарбас собралось до 2 т. неприятеля под командою Зюир-бека Чечен-оглы. Сии войска стеклись от Арзингана и Кемахи. Ущелье, избранное ими, по местности неприступно; но оттоль они могут действовать на тыл наш — г. главнокомандующий предписал ген.-м. Фредериксу наблюдать за толпами сими и с войсками главного отряда отошел к Шея-Су.

На посланных фуражиров наших, несколько отделившихся от прикрытия, напали турки, убили 5 казаков и ранили 2; но тотчас же подоспевшими двумя сотнями мусульман были обращены в бегство, преследованы и почти истреблены, два же из оных захвачены в плен.

Пленные сии при допросе подтвердили показание лазутчиков.

Августа 18-го. Лагерь при селении Кесса.

Известившись чрез лазутчиков, что большая часть войск Зюир-бека ушла в селении Калкит-Чифлик от старшин оного узнана причина сего: — накануне движения нашего, партия турок приезжала в селение сие, но жители встретив их объявили, что не впустят их к себе, хотя бы должно было оружием защищать дома свои — причем сказали, что если они не удалятся, то зная деревни, из коих пришли они, объявят г. [521] главнокомандующему и он конечно пошлет туда войска, кои разорят селения сии до основания — так как истреблено селение Харт. Угроза сия имела самое скорое следствие: все арзингане оставили Зюир-бека.

Донесения ген.-м. Бахмана о сильном сборе войск у Нанхане и на Каракабане, что на фланге отступления полковника Симонича заставляют господина главнокомандующего спешить соединиться с отрядом сим. Офский бек продолжает оставаться преданным русскому правительству.

Августа 19-го. Лагерь при селении Пассаус.

От 17-го числа полк. гр. Симонич доносит:

По показанию его лазутчиков, неприятель в 9 тыс. человек стал близ селения Гиляри на разделении дорог от Трапезонта к Байбурту и Гюмиш-Хане — утверждают, что сам трапезонтский паша Казнадар-оглы соединился с Осман-пашею Шатыр-Оглы, имея до 7-ми орудий.

От 18-го гр. Симонич доносит, что вследствие предписания господина главнокомандующего, он истребя все артиллерийские запасы, найденные в Гюмиш-Хане, и взяв оттоль найденное там орудие, оставил крепость и к 20-му числу выйдет на большую Трапезонтскую дорогу верстах в 15-ти от Балахор.

Августа 20-го. Лагерь при селении Хитрас, на соединение дорог Гюмиш-Ханской и Трапезонтской.

Сделав форсированное движение по едва проходимой тропинке с Токатской дороги по ущелью влево, выйдя на Трапезоптскую дорогу — г. главнокомандующий соединился с отрядом полк. гр. Симонича. Все обозы, тяжелую артиллерию, парки и тягости под достаточным прикрытием его сиятельство направил прямо на Балаход и предписал там ожидать его повеления.

Ген.-м. барон Остен-Сакен доносит, что Бородинский и Тарутинский полки прибыли к Ахалцыху 3-го сего августа, что по осмотре оных он нашел их в порядке и благоустройстве. Через лазутчиков известно, что неприятель точно сильным отрядом войск прикрывает дорогу на Трапезонт при Каракабане, укрепив место сие по обычаю завалами и рвами.

Офский санджак остается нам покорным, но в Сурмалинском войска беспрестанно увеличиваются ополчением всего народа.

Августа 21-го.

Лагерь при селении Севкер, в ущельи по направлению к Трапезонту.

Перенеся лагерь к селению Севкер, г. главнокомандующий командировал ген.-м. Раевского с бригадою регулярной кавалерии, полками казачьим Карпова и 1-м мусульманским в авангард к селению Кенглир, лежащему у подошвы большого хребта гор, защищающих Трапезонт. Ген-м. Раевский командировал партии по разным направлениям вперед до 6-ти верст — неприятель нигде не замечен.

Ген.-м. Попов от 4 августа доносит, что куртинцы под начальством Сулейман-аги и Гусейн-аги стояли в Хубулах и имеют намерение перекочевать в пределы Персии. Прибывшее усиление Боязетского гарнизона решило их на сие.

Ванский паша и Али-хан Макинский сильно встревожены сим подкреплением левого фланга нашего. Есть слухи, что первый в [522] тесных сношениях с персидским двором и говорят, что будто бы согласится сдать оному Ван.

Августа 22-го. Лагерь при селении Севкер.

Сего утра в память дня коронации по отслушании божественной литургии и молебствия господу богу о здравии всемилостивейшего г. и. и августейшего дома — сильная часть отряда двинулась к селению Туптулуг для произведения рекогносцировки.

По преодолении больших, неимоверных затруднений отряд сей достиг до сказанного селения в 11-ти верстах от лагеря; но при оном дорога поворачивает вправо по косогору уклоняющейся ветви Кулят-Дага. Здесь не только легкие казачьи орудия, но и самые горные единороги не могли ни при каких усилиях далее следовать — неимоверная крутизна подъемов, извив дороги на отрубистой покатости гор остановили и самую регулярную кавалерию. Под начальством Грузинского гренадерского полка подполк. Степанова г. главнокомандующий командировал 100 казаков и 150 мусульман для дальнейшего открытия дороги. Подполк. Степанов следовал вперед на 7 часов, но по местам и самые тропинки пути сего совершенно терялись — легкая кавалерия должна была часто спешиваться и взбираться на скалы огромные. Подошед к Шапханс в 3-х часах от Каракабана, укрепленного стана турецких войск, оп во исполнение приказания е. с. обратился назад и сняв план дороги прибыл в лагерь, где соединился и весь действующий отряд.

Сия рекогносцировка уверила г. главнокомандующего, что нет ни малейшей возможности идти далее; осеннее же время и начинающиеся дожди лишают всякой возможности приступить к проложению и разработке дороги, равно и другие важные причины, а по сему.

Августа 23-го. Лагерь при селении Хенэсварек.

В 6 часов утра г. главнокомандующий двинулся к Байбурту и стал лагерем у селения Хензеварек при речке Кара-Су.

Ген-лейт. Панкратьев доносит, что при следовании обратно из Арзерума в Хнис вьючного транспорта 10-го числа сего месяца куртинцы напали на оный и отбили 150 волов — но осведомившись о сем ген.-м. Сергеев из селения Кюлли, тотчас выступив, догнал хищников и после сильной перестрелки обратил их в бегство, возвратил отбитое и отнял у них еще до 300 штук рогатого скота и 1000 баранов. После сего он вступил в крепость Хнис, где и останется до особого повеления.

Августа 24-го. Город Байбурт.

Главная квартира и часть войск прибыли в город Байбурт.

Августа 25-го. Город Байбурт.

Пехотный ген. гр. Паскевича-Эриванского полк Донской казачий Фомина, Кавказской гренадерской бригады батарейная рота, партизанский отряд, парки, подвижной гошпиталь и все тяжести выступили к селению Масат.

Августа 26-го. Лагерь при селении Чамахлы.

Главная квартира со всеми тяжестями и обозами под прикрытием роты Херсонского гренадерского полка и 4-го конно-мусульманского, в 4 часа утра выступила и прибыла на ночлег к селению Чамахлы, [523] где и нашла отряд полк. Кашкарова, поступившего под команду полк. Анрепа, присоединившегося к первому с сводным уланским, 2-м мусульманским полкам, 6 орудиями конно-линейной Л? 5 роты и тремя ротами пионер.

Ген.-м. Муравьев с остальными войсками действовавшего отряда получил повеление в 24-й день сего августа выступить и следовать по направлению к Арзеруму до Мегмасур — забрать всю артиллерию, артиллерийские и провиантские запасы из города Байбурта и подорвать крепость, зажегши изготовленные для сего мины.

Августа 27-го. Город Арзерум.

Сделав форсированный переезд, г. главнокомандующий прибыл в город Арзерум, где нашел желаемое спокойствие и благоустройство.

Г. главнокомандующий получил сего числа рапорт ген.-м. Гессе о победе, одержанной им над неприятелем при урочище Муха-Эстате близ Кинтриш (о чем сообщено в отношении от 31-го числа сего месяца за № 600-м.).

Августа 28-го. Город Арзерум. Ген.-адъютант Стрекалов доносит, что хищническая партия напала Сигнахского уезда на обывательский пост Урдо и после непродолжительном перестрелки убив 4-х человек, увлекла с собою 22 человека караульных. Вследствие чего он сделал нужные распоряжения для предупреждения подобных набегов.

Августа 29-го. Город Арзерум. Ген.-м. Муравьев доносит, что 27 августа с вверенным ему отрядом из лагеря при Хензеварек выступив и пройдя чрез город Байбурт, остановился близ селения Див, а в исполнение приказания г. главнокомандующего, того же числа взорвал крепость. О неприятеле же никаких особенных сведений не имеет.

При следовании из Байбурта части подвижного гошпиталя под прикрытием роты пехотного ген. гр. Паскевича-Эриванского полка и одного орудия легкой № 2-го роты Кавказской гренадерской бригады, в 5--ти верстах от крепости к Арзеруму 300 человек лазов встретили оный, — местность ущелья помогала толпе сей; но распорядительность начальствовавшего конвоем шт.-кап. Рубана спасла его, несмотря, что неприятель в продолжении двух дней преследовал и на каждом шагу нападал на пехоту нашу.

Сие доказывает сколь затруднительно и опасно было бы далее держаться в Байбурте; пути сообщения нашего с оным, пролегающие чрез тесные ущелья, естественно во власти неприятеля, скрывающегося в неприступных горах и действующего партиями.

Верно: исправляющий должность обер квартирмейстера
Грузинского гранадерского полка подполковник

Степанов

ЦГВИА, ф. ВУА. д. 4809. лл. 588-591 об. Копия.