№ 295

1828 г. июня 28 — Докладная записка с показаниями гумринца о положении турецкой армии

Гумринский житель Гукас Мелькоев, у коего семейство находится в Голе, куракдаринским начальником Чалабием вчера около полудня отправлен сюда и рассказывает о следующем:

1. Коса Мамет-паша ныне стоит лагерем при селении Сарзибе, от Ардаханской крепости в расстоянии двух агачах, с самого начала когда он ехал из Арзерума, с собой имел 700 конницы, из числа оных то с голода, то от страха разбежались около двух тысяч человек; пехоты не имеет, при нем одна маленькая пушка. Третьего дня мушский житель Абдал-ага оглы Сулейман-ага с назначением сераскира с 200-стами куртинскими конниками приехал к нему, его войска терпят голод, провианту не имеет, ныне провиантом удовлетворяет его ардаханский начальник Али Афанди, но таковое удовлетворение не в состоянии продолжаться долго. [508]

2. Ежели он услышит, что русские войска тронулись с места, от страху он тотчас будет бежать, дабы не иметь дела с русскими.

3. Мустафа-ага, сын Мамет-паши Хатун-оглы, у коего семейство ныне находится в Чанпли, должен бежать с 12 тысячами конницы, приехать к нему, как скоро слышал, что Карс взят, то и Коса Мамет-паша пробирался в Ардахан; упомянутой Мустафа-ага тоже обратно отправился в Арзерум, о сераскере арзерумском только слышно, что он строит укрепление, где, какое неизвестно.

4. 12 киса, то-есть каждому киса полагается по 100 рублей серебром Коса Мамет-паша хотел раздавать ардаханским, чильдирским и протчим, чтобы собиралися к нему, но немногих он нашел желающих.

5. Означенный Куракдаринский начальник Чалабы каждый божий день с жителей собирает баранов и хлеб, подносит к Косе Мамет-паше и тем утишает гнев паши, а то каждую минуту желает всех жителей, живущих в Голе, переселить в [пределы] Турции, за что и он, Чалаби, сочел за нужное отправить его к российскому начальству и дать о сем обстоятельстве им знать, буде угодно будет начальству дать нам помощь, жители 20 деревень готовы тотчас переселиться сюда.

6. Все сии семейства живут возле селения Гоккама, от Дадашска в расстоянии одного агаджа, если будет им назначена помощь до Молла Канты или Курт Канты, они готовы присоединиться к войску, отсель до Молла Канты полагают 6 агадж, а до Гоккама 9 агачь, за Бердиком дорога ровная, корм изобильный, тоже есть кустарники.

7. Из лагеря Коса Мамет-паша пришел к Челабию дали, требовал его к паше, он же и рассказал, что Шериф-ага пашею наказан в три куска, действительно ли сей слух, ему неизвестно, а Прто-бек не содержится в под карауле.

Ардаханский бек все приближние деревни переселил в лес, дабы войска Коса Мамет-паши не обижали их, тем более что они голодны.

После упомянутого Гукаса Мелькоева опять из общества армян пришли трое пеших Оганез, Манук, Маркоз и принесли письмо, рассказывают во всем согласно с Мелькоевым.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 3, д. 11, лл. 35-36. Копия.