№ 292

1828 г. июня 21 — Докладная записка с показаниями о положении турецких войск

Лагерь Пашачемаки

Армянин Дило, который из Гумры был отправлен к карапапахцам, к Халифа Кули-хану, к Мардан-хану и к протчим, ныне обратно пришел вместе с армянином Татосом, который с семейством своим один месяц как находится в Бердике, где собраны все карапапахские и армянские семейства, извещает о следующем:

Из них первый пришел в Карадаг и застал Халифа Кули-хана, вручил ему письмо Измаил-аги сына Будаг султана, жительствующего в Гумре, и рассказал ему обо всем, как ему было велено; он на письмо Измаил-аги отвечал словесно, что положение Шериф-аги весьма худо, он здесь в Карсе не имеет покою, ехать в Арзерум не смеет, дать слово русским не уверен, потому что причиной сей войны вообще полагают его подвиги вместе с Асан-ханом с русскими подданными и он же, Шериф-ага, у коего мы все карапапахцы находимся под командой, нигде не имеет хоть одного дня отдыха, дабы можно было б нам повредить его чем-нибудь, когда бог даст русские войска прибудут в Карс и помешается сам паша и Шериф-ага и вся конница, находящаяся под командою его, рассеется по домам своим, тогда мы вообще все карапапахцы отправим к е. с. г. корпусному командиру двух поверенных, что угодно будет приказать, мы готовы исполнять.

Все заришадские карапапахцы и армянские семейства по сих пор находились в Бердике, уже три дня как их всех оттель переселили в Тоссе выше Бердика в расстоянии трех агаджак и желают, чтобы еще как можно дальше переселить их, но Халиф Кули-хан просил своего отца Будаг султана и всех своих родственников, чтобы они под каким-нибудь предлогом в Тоссе удержали бы все семейство и не допустили бы их переселять дальше.

Татос, который был в Бердике, сам слышал от заришатского начальника Али-бека, что Коса Мамет-паша предложил арзерумскому сераскиру Галиб-паше: «так как вы настоящий, здешний сераскир, вам следует отправиться с войсками и сражаться против неприятеля»; Коса Мамет-паша на то отвечал, что «когда вы будете предводителем, тогда и я буду следовать за вами». Вышли между ними большие споры, так что каждый из них вывел свои войска и начали друг с другом сражаться в самом городе Арзеруме, 150 человек потеряно со стороны Коса Мамет-паши и 250 человек потеряно со стороны сераскира. Коса Мамет-паша еще упрекал сераскира в том, что «вы распоряжаетесь так, что всех мусульман оставляете в крепостях гарнизоном на жертву неприятеля, а армян переселяете в крепких местах, дабы они оставались [506] благополучно; по крайней мере вы и татар выведите из крепости, пускай приедет неприятель и займет пустопорожнюю крепость».

Лагерь Коса Мамет-паши был в Гасан-Кале, 6 агачь по сей стороне Арзерума, на самой на дороге к Арзеруму. После упомянутых споров Коса Мамет-паша от Гасан-Кале обратно отправился в город Арзерум, ныне сколько войска собрано в Арзеруме, он о том ничего не знает.

Все армяне шорагельские и протчии, ныне находящиеся в Бердике или в Тоссе, просили сего армянина Татоса доложить о них е. с. господину корпусному командиру, что они всячески готовы переселиться к русским, дабы е. с. оказал бы милость, не оставил бы дать какую-нибудь помощь.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 3, д. 11, лл. 27-28. Копия.