№ 273

1828 г. апреля 8-14 — Из журнала военных действий Отдельного Кавказского корпуса

8 апреля. Командующий отрядом в Хое и Урумии ген.-м. Панкратьев от 24 марта доносит:

1. По полученным им известиям в городе Баязете находится только 400 человек турецкого войска с 4-мя орудиями под командою Беглю-Паши. В городе Ване военных людей весьма мало, но орудий и запасов много; также носится слух, что в Арзеруме приказано собрать значительное войско.

Укрепление Котура, находящееся в Хойской области на турецкой границе, занято малым турецким гарнизоном еще в прошедшем году: я разрешил ген.-м. Панкратьева не требовать возвращения сего укрепления по маловажности оного.

2. Куртинцы начали делать нападения на селения Урумийской и Хойской областей, ген.-м. Панкратьев поручил урумийскому Ескер-хану, имеющему на них большое влияние, склонить их к спокойствию, объявя, что в противном случае употребит меры строгости вооруженною [484] рукою. Для обеспечения сообщения он. учредил большой казачий пост в деревне Кущи, находящейся при начале дефилея, отделяющего Салмазскую область от Урумийской; в Салмаз же отправляет Нашебургский пехотный полк с 4-мя орудиями и командою казаков как для охранения жителей, так и для удобства продовольствия; в Хое останутся Козловский полк, той роты Тифлисского пехотного, 8 орудий артиллерии и три сотни 1-го Черноморского полка. В Урумии по-прежнему отряд ген.-м. Лаптева, состоящий из кабардинского пехотного полка. Донского Шамшева Казачьего и восьми орудий; бывшие же в Хои Донской Иловайского казачий полк и две сотни Леонова выступили в Грузию.

2. По приказанию моему ген.-м. Панкратьев вторично обнародовал статью Туркменчайского договора о свободе переселения подданных обоих государств; вследствие чего урумийские и греческие мелики дали ему слово как можно скорее перейти за Араке. Для безопасности их следования он приказал ген.-м. Лаптеву выдать переходящим к нам семействам ружья, прошедшею зимою по приказанию моему отобранные от бывших сарвазов.

9 апреля. Командующий войсками и управляющий гражданскою частию в Нахичеванском ханстве ген.-м Мерлини доносит, что по приказанию моему он отдал с 8 марта сего года по таковое же число будущего 1829 года на откуп доходы в Нахичеванском ханстве, прежде сим способом получавшиеся, а именно: Нахичеванскую таможню за 8.000, соляную ломку близ Нахичевани находящуюся за 4.000, переправу чрез Араке близ Джульфы за 640, Урдобадскую таможню за 10.000 руб. серебром и красильну за 160 руб. серебром, что составит всего 22.800 рублей серебром; в Эриванской провинции подобные доходы таким же образом получались при Персидском правительстве, но оные по сие время там не отданы на откуп.

Флота лейт. Генбачев, которому я поручил сделать опыт плавания по Купе, доносит, что плавание от Зардоба до деревни Мингачаур производить можно, хотя и представляет оное большие трудности для транспортов, ибо во многих местах течение весьма быстрое, река усеяна каршами, (наносными деревьями), и суда должно тянуть бичевою по берегам, совершенно заросшим лесом.

Ген.-м. Корольков от 31 марта из Ак-Углана доносит: две роты 41-го егерского полка, отправленные из Агара прямо к Худоперийскому мосту, прибыли к полку своему в Ак-Углан; при следовании коих арестованный Багир-ханом Челобиянским Карабахский бек Мелик-Юсуф с братом и сыном освобождены, а Карабахские армяне чрез старшин своих объявили, что они не желают переселиться в наши границы.

Ген.-м. Панкратьев доносит, что 14 марта в 3-ем часу по полудни заведываюший подвижным гошпиталем в городе Тавризе м. Рыдзевский командировал из команды черноморских казаков хорунжего Чигриня с 7-ю казаками для конвоирования пойманного из бегов Херсонского Гренадерского полка рядового Петра Музыченку к тому месту, где он во время побега своего скрывался, дабы забрать оттуда снесенные им казенные вещи и аммуницию; но в городских лавках напали на хорунжего Чигрина и его команду жители, отбили у них беглого рядового и отняли у казаков три ружья и одну саблю. По последнему известию рядовой сей доставлен к. а. Амбургером и отправлен в Хой.

Управляющий Эриванскою ген.-м кн. Чавчавадзев доносит, что в пограничное турецкое селение Кашиванку (на Арпачае против Мастаров) прибыло 50 человек конных куртинцев и что во всех пограничных [485] армянских селениях расположены куртинцы будто-бы для удержания намеревавшихся переходить из Турции к нам армян.

10 апреля. Флота лейт. Шихманов 1-ый, командированный к низовым пристаням для доставки дров на остров Сару, доносит, что в ночи на 2-ое число марта бурею повреждены все три судна, состоящие в его команде, так что он должен остановиться для исправления оных.

Заведывающий подвижным гошпиталем, оставленным в Тавризе, манор Рыдзевский доносит, что 102 человека выздоровевших отправлены им в город Хой.

11 апреля. Со стороны Турции получены следующие известия:

1. В Ахалцыхском пашалыке собирается большое количество провианта и приготовляются сухари.

2. Всем назначенным с Ахалцыхского пашалыка в милицию жителям велено быть в совершенной готовности.

3. В Ахалцыхе ожидают скорого прибытия войск из Арзерума:

4. Там намереваются сделать нападение на Имеретию. Имеретинский царевич Вагтанг находится в Ахалцыхе.

Сего числа выступила из Тифлиса рота Херсонского Гренадерского полка с одним орудием для занятия Боржомского ущелья, чрез которое наиболее турецкие хищнические партии проходить могут в Карталинию.

Лейб-гвардии сводный полк прибыл сегодня в город Тифлис и с ним персидской контрибуции: 2233 195 туманов золотом, или Ь932 780 рублей серебром.

Сего же числа вступила в Тифлис полурота Кавказской Гренадерской бригады 2-й легкой роты.

Генерал-адъютант граф Паскевич Эриванский

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4044, лл. 5-6 об. Подлинник.