№ 264
1828 г. марта 17-19 — Переписка Нерсеса Аштаракеци с И. Ф. Паскевичем о Салмасском епископе Израиле, препятствующем переселению армян в Персию
17 марта 1828 г. | Эривань |
Архиепископ Нерсес к И. Ф. Паскевичу
Посланные мною для увещевания и направления армян, обитающих в Адербанджанской стране, к границе России, извещают меня, что еписк. Израил, назначенный Эчмиадзинским духовенством в Салмасском монастыре Варфоломея, забыв долг христианский, тайными пронырствами и явными угрозами удерживая армян в переселении сюда, делает и другие неприличные поступки, а потому, по данной мне армянским патриархом власти в управлении всеми армянскими духовными делами, я просил ген.-м. мн. Чавчавадзе отнестись к Хойскому коменданту о высылке за караулом означенного еписк. Израиля в Эчмиадзинский монастырь для суждения но духовным правилам, отнюдь не остерегаясь оскорбления сана его; ибо до тех пор не может он пользоваться достоинством сим, пока не оправдает себя пред здешним духовенством в поступках своих.
Хотя е. с. сообщил о сем Хойскому коменданту, но ныне известился я, что Хойский комендант объявил, что без воли в. с. не вправе исполнять требования кн. Чавчавадзе; для того всепокорнейше прошу предписать, кому следует, о высылке Салмасского еписк. Израиля и не препятствовать армянам в переселении сюда, которые удерживаются в настоящем жительстве, по объявленным на них от персиян претензиям. Хотя вероятно, что между ними могут быть какие-либо и справедливые рассчеты, однако же сие не должно преграждать путь к свободному переселению армян в Эриванскую и Нахичеванскую области; ибо претендатели сии могут получать удовлетворение в законных претензиях своих, по переселении сюда, которые не соглашаются принимать недвижимое имение в уплату долгов их.
И. Ф. Паскевич к архиепископу Нерсесу 19 марта 1828 г.
№ 469
На отношение в. преосв., от 17 марта, имею честь ответствовать, что я весьма сожалею, что вы в то самое время, когда получили известие о неблаговременном поведении Салмасского еписк. Израиля, не изволили отнестись о высылке его непосредственно ко мне. Тогда, находясь в Тавризе, я мог бы с большею удобностью исполнить ваше желание и имел бы всю возможность снестись о том прямо с персидским правительством, но теперь выполнение требования вашего на счет еписк. Израиля затрудняет меня крайне; ибо хотя провинция Хойская и оставлена у нас в залоге до уплаты следующих от персиян денег, но без возбуждения справедливых жалоб со стороны персидского правительства на нарушение трактата, нельзя никого против воли удалять [475] из провинции, не согласившись в том с Аббас-Мирзою. А потому, в настоящих обстоятельствах не мог я ничего более сделать, как предписать ген.-м. Панкратьеву, дабы он старался согласить еписк. Израиля, чтобы явился к в. преосв. для принесения оправдания в поступках своих, или для суждения за оные, объявив ему, что в противном случае он может лишиться своего сана, и я употреблю настояние мое у Аббас-Мирзы о понуждении его к прибытию в Эчмиадзин.
Между тем, полагая, что и прежде сего в кругу духовенства вам подведомого, случались когда-нибудь подобные нарушения обязанностей, я желал бы знать, каким образом вызываемы были к суду таковые неблагонамеренные люди и какие меры принимаемы были армянским высшим духовным начальством в случае их неповиновения.
Всепокорнейше прошу в. преосв. уведомить меня о сем.
АКАК, T. VII, док. 568 и 569.