№ 258

1828 г. марта 4 — Из журнала И. Ф. Паскевича

4 марта. Окончилась приемка части персидской контрибуции, доставленной сюда серебром, коего всего принято 766 805 туманов, что составляет 3 067220 рублей серебром; всего же контрибуции получено шесть курур или 3 000 000 туманов, то есть 12 000 000 рублей серебром.

5 марта. Выступили к Асландузу под начальством полк, барона Фредерикса: 2-й баталион Эриванского карабинерного полка, отборный уланский полк, два орудия конно-артиллерийской Донской № 3-го роты. С оными отправлено 112 вьюков серебра персидской контрибуции.

Получено известие, что разшива № 1, унесенная бурею с Дербентского рейда, о чем упомянуто в журнале от 24-го февраля, прибыла

6 декабря благополучно к острову Саре, но как во все сие время в оной была течь при тихой воде от 2-х до 3-х дюймов в час, а при волнении от 3-х до 4-х, то и полагают, что груз должен быть замочен, особливо порох, хотя все меры приняты были для отлития воды. Разшива спя отправлена в Баку для складки груза.

6 марта. Аббас-Мирза прислал мне предложить оставить в Тавризе гошпиталь до наступления хорошей погоды, обещая, что, кроме надзора наших чиновников, он сам будет заботиться о больных, коих ныне 595; я на сие согласился, ибо теперь погода совершенно неблагоприятна для перевозки больных, по ночам довольно сильные морозы, днем резкие ветры и должно ожидать дождей, которые обыкновенно в это время бывают здесь сильны и продолжительны. При том транспортный скот так слаб, что следование больных могло бы и по сей причине подвергаться разным неудобствам.

Английский министр с своей стороны обещал оказывать возможное пособие; я приказал то же остающемуся нашим комиссаром при Аббас-Мирзе к. а. Амбургеру 96. Гошпиталем заведывает м. Рыдзевский.

Для содержания караулов при гошпитале оставляются две сотни 1-го Черноморского полка, потом оные будут заменены выздоравливающими людьми и перейдут по назначению в Хою. По наступлении теплой погоды и подножного корма, гошпиталь отправлен будет в Ордубад, которого климат почитают здесь здоровым, и куда и из Аббас-Абада на летнее время перевезутся больные.

Английский министр объявил мне, что его правительство соглашается нам уплатить за Аббас-Мирзу только 200 000 туманов на место условленной полкуруры, я на сие согласился, с тем чтобы остальные 50000 были наложены на Урумию, что составит 300 000 туманов залогу на сей провинции.

7 марта. Командующим войсками, остающимися в Хое и Урумии и начальником сих двух областей, назначил я ген.-м. Панкратьева предписав ему перевести немедленно в Хою отряд, бывший в Мараге; по получении от персиян 300000 туманов, довершающих 7-й курур, он должен очистить Урумию, а по уплате 8-го курура, выйти из Хои. Копия с предписания ему при сем прилагается.

Аббас-Мирза приехал в деревню Басмичь, что в 20-ти верстах отсюда по Тегеранской дороге.

Прибыл в Тавриз баталион Херсонского гренадерского полка, находившийся в Туркменчае.

Армяне магалов, между Худоперийским мостом и Агаром [470] лежащих, принесли мне жалобу, что Багир-хан Челобияиский грабит их и насильно удерживает от переселения к нам. Я приказал ген.-м. Королькову из Агара, а полк. кн. Абхазову от Асландуза отрядить надежные команды для вспомоществования им.

8 марта. Выступили из Тавриза к Асландузу: Ширванского пехотного полка 6 рот, полки: Чугуевский Уланский, козачий Карпова, три сотни Леонова и два орудия Донской конно-артиллерийской № 3-го роты. С оными отправлено 347 вьюков серебра персидской контрибуции.

Я был на отъезде, когда Аббас-Мирза прибыл в летний дворец, близ города находящийся, и встречен с приличными почестями ген.-м. бароном Остен-Сакеном.

Так как завтра последние войска выступают из Тавриза, то сегодня я выехал оттуда, и буду следовать в Тифлис чрез Эривань и Делижанское ущелье, дабы увидеть в каком ныне положении находятся новоприобретенные области и лично осмотреть сие ущелье, по коему идет ближайшее сообщение Тифлиса с Эриванью, нельзя ли сделать чрез оное большой дороги.

Дабы проводить меня из города, Аббас-Мирза прислал сына своего Хосроф-Мирзу, который убедительнейше просил меня от имени отца своего подарить несколько орудий, представляя, что это принято будет за особенную милость г. и. Я решился оставить ему два орудия.

Полк. Лазарев, посланный мною в Марату для переселения армян, доносит, что из 500 семейств 400 решаются переселиться; — но я в этом неуверен, ибо персияне всячески уговаривают их остаться: армяне же просют пробыть в Адзербиджане до новой жатвы, в то же время войск наших не будет для их обеспечения, а персияне всеми ухищрениями их будут стараться задержать.

Назначенному комиссаром при Аббас-Мирзе к. а. Амбургеру я уже предписал давать им помощь и защищать их.

Генерал-адьютант Паскевич.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4329, лл. 272-274 об. Подлинник.


Комментарии

96. Амбургер, Андрей Карлович (ум. в 1830) — регистратор русской миссии в Персии, с 1828 г. — генеральный консул в Тавризе.