№ 251

1828 г. февраля 19-26 — Из журнала И. Ф. Паскевича

19 февраля. На последней конференции, вчерашнего числа бывшей, с персидскими министрами, я согласился, по убедительной просьбе их, до выхода русских войск из Адзербиджана, позволить Аббас-Мирзе иметь местопребывание в Сарабе или другом ближайшем к Тавризу округе, тем более, что все шесть курур находятся уже под нашим караулом.

Сего числа выехал я из Туркменчая обратно в Тавриз, а Аббас-Мирза остался там на некоторое время. При отъезде моем я имел с ним [460] свидание. Он повторял беспрестанно уверения в вечной дружбе, которая будет между Россией и Персиею, настаивал о скорейшем возвращении своем в Тавриз, дабы чрез то иметь средства в уплате нам остальных денег, и много говорил о других важных предметах.

Ген.-адьютант Сипягин доноси г следующее:

1) В турецких пашалыках делается поголовное вооружение, заготовляются провиант и другие военные снаряды. Число войск, собранных и обучаемых по-европейски, в Арзерюме, Карсе и Ахалцыхе простирается до 12.000. В Карс прибыло до 200 человек дели, и там велено собрать куртинскую конницу, коим и расположиться в деревнях, лежащих по Арпачаю, составляющему западную границу Эриванской области. Туда же назначено вновь прибывших в Арзерюм 1200 человек кавалерии и 1600 пехоты. Следовавшие с оными 6 орудий отстали по дурной дороге и глубоким снегам, снаряды же для оных привезены на 60-ти верблюдах. Намерение турок собрать войска свои в Карсе и Баязете. Также предполагали переселить все армянские селения за Карс, но жители но причине глубоких снегов выпросили месяц отсрочки. Султан приказал армян не употреблять ни в какие должности и не позволять им отлучаться в наши границы. Говорят, что карского Осман-пашу сменяют будто бы за преданность к нам, на место его назначается Емин Афенди и в помощь ему Каябек Шериф-ага Магазбертский, который по моему настоянию в прошедший год был сменен Сераскиром Арзерумским, ибо он делал разбои в наших границах.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4329, лл. 235-235 об. Копия.