№ 244

1828 г. январь — Предписание И. И. Дибича H. М. Сипягину о мерах предосторожности в отношении Турции

Секретно

Г. и., известясь, что ген.-адьютант Паскевич вынужден был вероломством персиян возобновить военные действия, и надеясь, что преднамереваемое им решительное движение к Тегерану увенчается успехом, полагает однако ж необходимым при таковом отдалении главных сил наших в недра Персии принять надлежащие меры предосторожности и против Турции, с коей сношения наши делаются день ото дня сомнительнее.

Сходно с сим е. в., не получив еще донесения ген.-адьютанта Паскевича, чтобы в. пр. даны были но вышеизложенному предмету особые наставления и полагая, что сообщения могут быть иногда пресечены, [445] высочайше пополоть соизволил объявить вам нижоследующие предначертания, которые сообщены мной с сим вместе ген. адъютанту Паскевичу и ген.-адьютанту Красовскому.

В случае открытия войны с Портой и вместе с том незаключение мира с Персией, предназначается употребить для действий против турок: отряд, находящийся ныне около Еривана и часть войск из числа оставленных в Грузии.

Ериванский отряд предполагается усилить: либо отделением, в случае возможности, части из главных сил, за Араксом находящихся, или присоединением резервов из третьих баталионов 20-й дивизии, по прибытии на линию рекрут, ожидаемых там в апреле и мае месяцах.

Из войск, в Грузии оставленных, нужно будет составить, по возможности, отряд около Цалки сосредоточением к сему месту резервных баталионов: Херсонского гренадерского, Ериванского карабинерного, Тифлисского пехотного и 41-го егерского полков, — усилив их по возможности присоединением чинов выздоравливающих из госпиталей, частью артиллерии, улан и казаков. Женатые роты должны однако ж оставаться в своих штабах и будут, вероятно, достаточны для сохранения спокойствия, ибо движение отряда, собранного при Цалке, предупредить может всякое покушение. К вышеозначенным войскам предполагается еще присоединить до 1500 нижних чинов, кои отправлены будут с линии в апреле месяце, по особому распоряжению.

Между тем в Тифлисе останется часть Мингрельского полка, Гарнизонный баталион и разные отдельные команды; в Кахетии и к стороне чарцев останется нынешний отряд полк.-а кн. Бековича 83; в Карабахе часть 42-го егерского полка; а в Дагестане — отряд ген.-м. Краббе. Всем сим войскам нужно быть между собой в постоянном сношении, и в случае какого-либо возмущения, усмирить оное скорым и решительным действием.

Главное назначение всех помянутых войск есть: полное охранение границ наших от всякого вторжения турок; лучшее средство к утверждению сего обеспечения состояло бы, без сомнения, в решительном с нашей стороны наступлении и по всему нужно необходимо, по мере возможности, действовать наступательно. В сем случае цель движений состоять будет в овладении Ахалцихом и Карсом, в занятии сих обоих пашалыков, и равномерно в овладении и занятии Поти войсками, в Мингрелии находящимися. Что же касается до Анапы, то действия на оную направлены будут по особому соображению.

Но означенные наступательные действия могут начаться тогда только, когда движение наше из Адербиджана получит совершенное основание или увенчано будет миром, которые могут дозволить отделение хотя некоторой части главных сил для подкрепления Ериванского отряда и усиления гарнизона Аббас-Абадского.

До получения же сего подкрепления отряд Ериванский, отделив необходимый гарнизон для Еривана, Эчмиадзина, Талыши, Гулум и Сардар-Аббада, и усилив сии гарнизоны вооруженными армянами из жителей, на верность коих можно считать, собирается в окружности Талыши, откуда может угрожать вторжением в Карсский пашлык, если бы войска турецкие, там находящиеся, сделали движение к Ахалциху; напротив же того, если бы турки решились действовать наступательно на Цалку, то войска наши из Талыши могут взять их во фланг.

В сем положении не должно однако ж упускать из виду, буде возможно, частные вторжения в самые владения турецкие легкими [446] отрядами под начальством благонадежных и строгих в дисциплине штаб-офицеров, — наиболее для пресечения сообщений между Ерзерумом и Ахалцихом, а равномерно и для того, что таковым наступлением можно предупредить и нашу пользу куртинцев и другие кочующие племена, которые всячески должно склонить на нашу сторону, дабы отвратить грабежи и набеги, кои они могли бы легко производить во внутренности наших областей при малом числе наших войск.

Отряд, собранный к Цалке, остается равномерно до получения подкрепления в оборонительном положении, наблюдая за Ахалцихом, но если оплошность неприятеля была бы верный успех, то можно воспользоваться оной и совершить быстро решительное движение для овладения Ахалкалаком и Ахалцихом.

Когда же отряду сему, по усилении войсками с линии (а со временем и частью главных сил) представится возможность действовать наступательно, — то оный, оставив необходимый гарнизон для Цалки и для занятия других нужнейших постов, идет к Ахалкалакам — старается овладеть оным, а потом самым Ахалцихом. По взятии Ахалциха часть войск, осаждавших оный, переходит в Карсский пашалык, соединяется с отрядом, бывшим при Талыши, наступает на Карс и осаждает оный.

Если ли обстоятельства наши в Адербиджане дозволят усилить достаточно отряд Ериванский прежде чем войска под начальством вашего превосходительства состоящие получат подкрепление с линии, то в таком случае наступление начинается сперва от Талыши на Карс, а потом, по взятии сей крепости, часть войск переходит от оной с осадной артиллерией к Ахалкалакам, соединяется с войсками вашего превосходительства и осаждает Ахалцих.

В обоих случаях действия ограничиваются взятием Ахалциха и Карса.

Действия в Мингрелии и Имеретии до получения достаточных подкреплений должны быть более оборонительны и состоять в сохранении безопасности того края от набегов и в усмирении всякого могущего произойти бунта; но когда усиление войск в Грузии или успехи сих войск к Ахалциху, или же удачное действие отряда ген.-лейт. Красовского к Карсу дозволят подкрепить войска Мингрелии, то первое и решительное их действие должно быть взятие Поти.

Для обеспечения внутренности областей наших от частных набегов и грабежей с возможным притом облегчением войск нужно бы учредить ополчения из самих жителей, преимущественно христиан; поручить им охранять укрепленные замки или небольшие укрепленные посты, содержать пограничные караулы и разъезды и вообще пещись о собственном охранении по мере возможности.

Верно: генерал-адъютант (подпись)

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 3, д. 89, лл. 2-6. Копия.


Комментарии

93. Бекович-Черкасский, Федор Александрович — князь, генерал-майор, служил на Кавказе с 1806 г. В 1817 г. сопровождал А. П. Ермолова в его посольстве в Персию. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. В июне 1828 г. Карсский областной начальник.