№ 238

1827 г. декабря 24 — Из донесения Л. И. Красовского Паскевичу о необходимости отстоять крепость Маку для благополучного исхода Ереванской экспедиции

Секретно

Дошедшие сюда из Персии известия, будто бы принадлежащий к Эриванской провинции Макинский магал, при заключении мира, уступлен персиянам, произвели на многих здешних жителей весьма горестное впечатление.

Не зная, справедливо ли таковое известие, но по соображении известного мне положения Эриванской провинции, и что крепость Маку есть важнейший и единственный пункт для прикрытия границ здешних, как за Араксом от стороны Арарата, так и на всем пространстве по левую сторону Аракса от Эривани до Нахичевани, я обязанностию почитая обстоятельство сие довести до сведения в. высокопр., представляю в оригинале мнение по сему предмету архиеп. Нерсеса.

В означенном мнении следующее Сартин-Магмед-хан и Саранг-Ахмед-хан объявили мне, что они имеют известие, что по неусыпному старанию Макинского правителя Али-хана, страна сия уступлена при заключении мира персиянам.

Я не имею причин утвердительно свидетельствовать о сей вести, но честь имею довести до сведения в. пр-ва, что Макинский округ есть часть Эриванской провинции. Природа окружила его ужасными горами и ущельями, служащими для скотоводства зимою и летом, он имеет воду непресекаемую неприятелем, местоположение его неприступное и страшно для самой большой азиатской силы, проход в страну сию так неудобен, что 10 человек могут безопасно охранять оный, не опасаясь никакого бесчисленного азиатского войска; в стране сей состоит 31 деревня, из них 8 армянских, в коих считается 500 дворов армян, а в других около 3 тыс. домов куртинцев, где расположился ныне на жительство куртинец Келеш-ага, с 800 домами.

Страна Макинская состояла всегда под непосредственным влиянием Эриванского хана, который обращался с правителем Макинским ласково, зная, что никакая сила не может над ним действовать, ибо в прошлых временах турки, завоевав всю Адербиджанскую страну и город Эривань, мало могли нанести вреда Макинскому правителю.

Когда Джафар-Кули-хан Хойский, изменив нынешнему Фатали-шаху, прибег к Макинскому хану, отцу настоящего Али-хана, шах со всем войском своим вступил в переговоры с Макинским правителем о выдаче Джафар-Кули-хана, но мало мог устрашить его и никакими угрозами не мог достигнуть желаемой цели.

В 1824 году Аббас-Мирза, со всем войском своим, двинулся к Макинскому округу, с намерением вступить в оной, но правитель округа явно воспрепятствовал ему в том и не допустил приблизиться, а по внушению бывшего Эриванского Сардар-Асан-хана и Сартина, явясь сам к Аббас-Мирзе и получивши от него подарки, возвратился опять в Маку.

Если страна сия останется за Персией, то послужит безопасным гнездом злым людям, угрожающим части Эриванской провинции, по обеим сторонам Аракса, лежащей; если же она будет состоять по прежнему в ведомстве Эриванского правления, то послужит преградою всем злонамеренным движением персиян и турок. [433]

Сколько завоевание Эривани будет приносить Грузии приращения и тишины, столько оставление Маки за Персию нанесет Эривани ущерба и частых беспокойств, а потому вышепрописанные обстоятельства предавая благорассмотрению п. пр. покорнейше прошу представить о сем высшему начальству.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 431.3, л. 45-46. Копия.