№ 233

1827 г. ноября 21 — Конвенция о перемирии между российскими и персидскими войсками

Для перемирия между российскою армиею и войсками перси некими, утвержденная е. в. принцем Аббас-Мирзою и е. высокопр-вом командиром отдельного Кавказского корпуса ген.-адъютантом Паскевичем.

Статья 1-я

Между войсками: российским и персидским имеет быть перемирие на всем пространстве театра войны, считая с сего 21 ноября [3 декабря] до 10[22] декабря включительно, т. е.: от 14 джемадиель-евеля до 4-го джемадиель-сани.

Статья 2-я

Немедленно по заключении настоящей конвенции будут отправлены с обеих сторон приказания к начальникам войск, расположенных в Адзербиджане, как для прекращения всяких неприязненных действий, так и для поспешного извещения их о демаркационной черте, определенной в следующей 3-ей статье.

Статья 3-я

Императорские российские войска занимают к западу от Урумийского озера всю салмаскую землю, до границы области Урумийской: если бы сим войскам понадобились пастбища Кюрд-Керак, то они могут оными пользоваться.

К стороне Мараги расположение персидских войск остается неизменным в Миандове; для облегчения же продовольствия сих войск, им позволяется брать съестные припасы с магалов: Гавдул, Аджюри и Куручай; но сии магалы никак не должны быть занимаемы военным образом ни персиянами, ни русскими.

Войска российские остаются в Де-Каргане; но они могут брать все им нужное в магалах: Дизи-Джарут, Бинаджу, Сараджу и в городе Мараге. Для сего е. высокопр. главноначальствующий российскими войсками учредит, если почтет нужным, военный пост, на дороге к Мараге, в окрестностях Шираза.

В округе Шагагинском войска персидские не должны переходить по сю сторону гор Кафланку; войска российские с их стороны подадутся к Миане не прежде истечения условленного срока.

Демаркационная линия на левом фланге российских войск будет заключать землю Мешкинскую и область Агарскую, которые оными будут заняты; далее сия линия продолжится до Каспийского моря вдоль Талышинской границы, Мугань остается русским, а Талыш за персиянами; однако же Шахсеванцы Мешкинские и ардевильские могут во время перемирия с стадами своими оставаться в Мугани.

Округ Сарабский, признаваемый за нейтральный, не будет занимаем ни русскими, ни персиянами, но остается под управлении нынешнего начальника оного Таги-хана.

Статья 4-я

Линия демаркационная, на время перемирия, будучи таким образом с обоих сторон ясно определена, обоюдные начальники обязуются запретить, никак не нарушать неприкосновенности оной, и не делать с обеих сторон вторжений вооруженною рукою или другим образом. Всякое несоблюдение сего будет почитаться неприязненным поступком, и те или тот, кто окажется виновным, подвергнется всей строгости [420] военных законов, насилия же, сделанные жителям, будут почитаемы и накапываемы как разбои.

Статья 5-я

Люди, принадлежащие к свите с. в. Аббас-Мирзы, которые с открытия конгресса, были размещены в некоторых деревнях магала Диза-Джарут, остаются и оных, но им впредь будет запрещено прерывать сообщение, которое между Марагой и Де-Карганом должно быть открыто для русских; им воспрещается ми под предлогом останавливать и обыскивать как проезжих, так и караваны, ни на сей дороге, ниже на какой другой.

Заключено и подписано в Де-Каргане 21 ноября 1827 года, т. е. 14-го джемадиель-евеля от егиры 1243 года.

С подлинным верно:
генерал-лейтенант граф Сухтелен

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4329, лл. 4-6 об. Копия.