№ 231
1827 г. октября 29 — Письмо Аббас-Мирзы И. Ф. Паскевичу об условиях заключения мира Тавриз
Уведомляем дружески высокостепенного, высокопочтенного, знаменитейшего из вельмож христианских, главнокомандующего российскими войсками ген. Паскевича, что основания мирного трактата, отправленные мне с его высокостепенством Каймакапом, были нами рассмотрены, так как в оных положено быть свиданию в Духаргане, то мы туда и выехали, и за два дня до прибытия нашего в оное место вас уведомим, дабы, как вы сами объявили, иметь там переговоры о мире, условиях и обещаниях обеих сторон, в числе коих мы согласимся и подпишем уступку областей Эриванской и Нахичеванской и уплату 15-ти хурур за издержки и убытки, а вы, конечно, выполните данное вами обещание очистить все области Адзербейджана, кроме двух вышеозначенных и ни одна сторона не отступится от сих обещаний. Но, в. высокопр., касательно обещанного доставления суммы и залога до получения требуемого количества денег, должны также учинить распоряжение, дабы высокая персидская держава могла выполнить свои обещания, и чтобы по причине краткости времени и смутных обстоятельств государства не произошло в исполнении обещанного какого-нибудь помешательства.
Известно, что после того как мы сию сумму получим от блистательного двора нашего родителя для очищения областей, употребим мы нужные старания о приведении к концу дела о мирном трактате, всякий же недостаток или излишество при свидании нашем с в. высокопр. добрым образом и скоро будут приведены в настоящую меру. [412]
Мы желаем, чтобы вы были уверены, что чем менее будет в сем деле посредников, тем лучше и скорее оно будет окончено. Мы отправили высокостепенного Биджам-хана для доставления сего письма.
Верно: генерал-адьютант Паскевич
ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 4317, л. 57. Перевод с персидского, современный оригиналу.