№ 229
1827 г. октября 24-25 — Докладная записка Н. М. Сипягина И. Ф. Паскевичу о состоянии войск под командованием Г. Е. Эристова и положении в Персии
Получены нижеследующие сведения от прибывшего из Персии татарина Гаджи Бека.
1. Что войски наши под командою ген.-лейт. кн. Эристова, вступившие в Тавриз 13 числа сего месяца, были приняты жителями весьма хорошо и хотя они опасались, что их будут грабить, а потому большую часть вещей своих и припасов спрятали, но теперь понемногу начинают успокаиваться, открывают свои лавки и производят продажу; особенно персияне удивляются, что войски наши не делают никаких беспорядков и примерно ведут себя с жителями.
2. Ожидают прибытия г. корпусного командира в Тавриз с войсками 19 или 20 числа и все жители хотят его встретить пред вступлением в город, делая к тому приготовления.
3. Хлебных запасов найдено в Тавризе немного, но у жителей, как в городе, так и в провинциях оного находится в большом количестве, ибо урожай нынешний год был там хороший.
4. По получении сведения о взятии Эривани, шах прислал одного из приближенных своих чиновников к Аббас-Мирзе с тем, чтобы он решительно просил мира, ибо он не может дать ему ни войска, ни денег и сам не отвечает за спокойствие в Персии, ибо находящиеся при нем войска разбегаются и выходят из повиновения.
5. Отряд войск ген.-м. кн. Вадбольского от Мешкина возвратился к Aгe Оглану и неприятеля нигде не встречал; жители же сих мест большею частию находятся в горах и ожидают ответа от посланных от них депутатов в Тавриз. Они опасаются, что войски наши будут их грабить и отнимать у них скот.
От посланного татарина в Персию получены нижеследующие сведения; во многих провинциях и городах оказывается явное неповиновение к правительству и все собранные войска не слушают начальников и расходятся по домам. Шах находится в 18-ти часах езды от Султании, [410] войска при нем весьма мало и полагают не более 2500 кавалерии, коим делаются большие подарки и сим одним средством полагают удержать их в повиновении.
Шах непременно желает мира, быв весьма недоволен и Аббас-Мирзою, и англичанами, полагая их причиною начала войны и теперешнего его положения.
В мусульманских наших провинциях заметно некоторое опасение жителей, которые, полагают, не останутся без взыскания за прежние их противу нашего правительства поступки и готовы теперь оказывать всевозможные услуги, дабы загладить прежнее свое поведение; впротчем во всех провинциях совершенно покойно; — большею частию выбежавшие ханы и беки просят позволения возвратиться на прежние свои жилища. Сие позволяет им с большею осмотрителыюстию и не иначе как по удостоверении, что он при удалении своем не сделал никаких важных проступков.
В Карабахе, хотя они и не имеют истинного к нам доброжелательства, но, видя успех нашего оружия, желают удостоверить меня в истинном их расположении к нашему правительству; впротчем здесь теперь совершенно покойно.
Подлинную подписал генерал-адьютант Сипягин
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4337, лл. 7-8 об. Копия.