№ 226

1827 г. октября 18 — Рапорт И. М. Вадбольского П. П. Сухтелену о действиях вверенного ему отряда

№ 261

Замок Ах-Оглан

Вследствие повеления г. корпусного командира от 28 сентября за № 231, 8-го числа октября выступил с отрядом за Араке, 9-го числа с оными прибыл к Асландузской переправе и на другой день перешед реку вброд, остановился за Асландузским курганом, лагерем при реке Дара-Юрте, переправа была совершена по довольно значительному полноводию, хотя и не без труда, но благополучно.

11-го числа отряд следовал по Дарюртскому ущелью вверх по левому берегу той же реки; дорога сего перехода была прерываема частыми рытвинами и оврагами, почему обозы чрезвычайно замедляли марш войска. Сего числа отряд имел ночлег при той же реке в урочище Карыкичи.

12-го числа войска продолжали марш свой по тому же ущелью. В упомянутом же урочище дорога перешла на правой берег реки Дароюрте и прошед урочище Барзаки при самом входе в урочище Замбур. Она стесняется горами Барзаки-даг и делается совершенно неспособной к прохождению обозов.

Сие обстоятельство принудило меня остановить отряд лагерем в урочище Барзаки и, взяв один баталион 42-го егерского полка, два конно-линейных орудия и 300 казаков, углубиться с оными в ущелье как для открытия неприятеля, но еще более для обозрения дороги. Прошед тесное ущелье Барзаки-даг, по которому орудия не иначе могли итти как с помощью людей, я дошел до устья реки Замбур-чай; следов неприятельских ни же их кочевьев не было примечено, а сии последние, по отзывам бывших со мною татар, на самом близком расстоянии были расположены за Мишкином, около 20 агачей от Аракса, дорога сия и далее по направлениям к Мишкину и к Агару, по известиям татар и бывших там людей в прошедшую экспедицию ген.-лейт. кн. Мадатова, что сходно и с описанием бывшего при вверенном ему отряде Генерального штаба подпор. Божанова, что дорога для хода обозов совершенно неспособна, особливо для трудного прохождения тяжело нагруженных и весьма непрочной конструкции употребляемых здесь ароб для перевозки провианта, потому что крепость окованного колеса казенных обозов едва выдерживать может дорогу, лежащую по беспрерывным каменистым утесам, которые и силе пороха в подорвании едва ли [406] уступят. Не упоминая уже о местах, совершенно неспособных к прохождению тяжестей, что оправдывает там же экспедиция ген.-лейт. кн. Мадатова, в отряде которого не было никаких совершенно тяжестей, но он принужден был, не дойдя до Агара, оставить всю бывшую с ним артиллерию в Хурум-ободе и дойти до оного только с легкими войсками.

По всем сим обстоятельствам я за лучшее счел ограничиться сделанными мною двумя маршами, что согласно было и с повелением е. высокопр-ва.

Подножное продовольствие в Даро-Юртском ущелье отряд имел весьма скудное.

13-го числа октября отряд мне вверенный я направил обратно к Асландузу и 15-го числа, перешед Араке, расположил оной лагерем при устье реки Кузлучае. При сей переправе но усилившемуся полноводию Аракса и чрезвычайному стремлению воды две артиллерийские лошади утонули.

Здесь я получил бумаги от полк. кн. Абхазова, которыми он меня известил, что Амир-Заде с 3 тыс. сарвазов, с 9-ю орудиями и значительным числом конницы, собравшись у Худоперинского моста, намерен сделать нападение на село Гирюсы, разорить их и все окрестные его селения. Сие принудило меня сделать фланговое движение вверх по левому берегу Аракса к упомянутому мосту, чтобы уничтожить покушение неприятеля.

Сделав с отрядом ночлег у Миральянской переправы и не нашед береговой дороги, удобнейшей для прохода обозов, я намеревался сделать движение к Худоперину чрез Дашкесан, но на походе к оному я получил последнее повеление господина корпусного командира о приготовлении отряда к выступлению за границу. Сие заставило меня немедленно возвратиться в замок Ах-Оглан.

Маршрут и подробное описание дороги, составляемый Генерального штаба полк. Энгольмом, по изготовлении будет им представлен к в. с-тву.

Генерал-майор князь Вадбольский

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 1, д. 91, лл. 41-42. Подлинник.