№ 25
1817 г. октября 27 — Рапорт А. П. Ермолова Александру I относительно внутреннего положения в Персии
Тифлис
Короткое время пребывания моего в Персии, небольшое пространство оной перейденное, а паче всевозможные препятствия в обозрении оной противупоставленные не допустили меня иметь точное о внутреннем состоянии понятие, но что я сам заметить мог и какие собрал сведения чрез способных людей, свиту посольства составляющих, имею щастие всеподданнейше представить в. и. в. благоусмотрению.
Персия есть вообще страна недовольно населенная. Северные области оной, к границам нашим и Каспийскому морю обращенные, заключают и больше народонаселение и большее земли богатство. В соразмерность пространства земли обработанной мало. Во многих местах по свойству своему, а паче по недостатку вод, оно ничего не производит и не иначе возвратится к плодородию может, разве при размножении народа трудолюбивого и усилиях постоянных. Довольно значительная часть народа, прочных жительств не имеющего, умедливает того исполнение.
В Персии образа правления определенного нет. В руках шаха власть беспредельная более и менее отягощайся на подданных смотря по свойствам царствующего. Нынешняго шаха господствующая страсть собирать сокровища, и народ обременяется чрезмерными налогами. Грабительство приведено в систему и обращено в необходимость для каждого из управляющих, ибо без денег и подарков ни милости шаха [49] ни покровительства вельмож, ни же уважения между равными снискать не возможно. Деньги доставляют почести и преимущества, коих персиане ненасытны. Деньги разрешают преступления, с которыми персиане неразлучны. Вера самая не только не налагает обуздания на страсти, но часто искусным толкованием получает направление, льстящее порокам.
Не смотря на сие, правление менее порочное может извлечь большие средства из народа покорливого, терпеливого, воздержного и спокойно приемляющего новые установления. Естьли будет шах, который от необузданного самовластия одно то уделит в пользу человечества; что оградит жизнь подданных законами, сделает великие начала. Естьли который из шахов обеспечит собственность от притязания, успеет во всяком предприятии и будет боготворим.
Теперь Персия разделена на разные части, вверенные управлению сыновей шаха, и второй сын Аббас-Мирза, объявленный наследником, вспомоществуемый англичанами вводит успешно значительные преобразования. Регулярные войски устрояются на хорошем основании, артиллерия в отличном порядке и умножается очевидно. Есть литейной хорошой завод и оружейная фабрика, делают запасы для арсеналов, учреждаются крепости по образу европейскому. Извлекаются руды и уже медь, свинец и железо в большом количестве. Предназначается устроение суконных фабрик и завода для очищения в большом количестве произрастающего сахара, дабы избежать угнетающей монополии Ост-Индийской компании.
Аббас-Мирза предоставляет иноземцам всякого рода выгоды и нет сумнения, что найдутся способные люди для приведения многих частей в порядок. Теперь стеснен он скупостию отца, которой мало дает денег в его распоряжение, но скромный в образе жизни, удаленной всякой роскоши, уделяет он от содержания своего на войски и другие заведения. Теперь Персия имеет более тридцати баталионов войск, каждый в тысячу человек и до ста полевых орудий и формирование продолжается. Собрание рекрут производится без затруднения и самые даже кочующие народы начинают давать оных. В Персии почти каждой поселянин воин и с ребячества преобыкает к ружью и потому каждый поступает на службу хорошим стрелком. — Труды переносит терпеливо, в пище чрезвычайно умеренны, удобны к движениям необычайно скорым и в короткое время Персия может иметь пехоту, которая станет на ряду с лучшими в Европе.
Естьли продолжительно будет царствование теперешнего наследника и ежели последует еще одно ему подобное, то соседи не без труда бороться будут с Персиею и дух завоеваний, который теперь смиряют беспорядок и недостатки, получит полную силу, когда в руки Аббас-Мирзы перейдут и власть неограниченная и сокровища богатейшие.
Предвижу, в. и. в., что ограждение пределов наших потребует гораздо больших средств и понудит к издержкам не мало отяготительным. Теперь, государь, совершенно полезны мир и доброе согласие с Персиею, но первая война, к которой воззовет нас необходимость, должна нам дать границу по Араксу. Сей есть единственный способ избежать величайших неудобств впоследствии…
АВПР. ф. Гл. архив, 1-7, 1816 г., д. 1, папка 2, лл. 14-15 об. Копия.