№ 213

1827 г. сентября 21 — Рапорт И. Ф. Паскевича Николаю I об осаде и взятии крепости Сардарабад

Сардарабад

Имею честь донести в. и. в., что сходно с предположениями моими, изъясненными в последнем всеподданнейшем донесении моем, в ночь с 14 на 15 сентября приступлено к осаде крепости Сардар-абада, заложением демонтир-батарей на малом кургане, в 200-х саж. с западной стороны крепости, для уничтожения обороны фронта, где предполагалось открыть траншеи, пользуясь для приближения к оному садом сардарским.

Хасан-хан ночью прокрался в крепость, принял начальство, ободрял гарнизон своим присутствием и воспоминанием об Эривани, которую он отстоял против русских в 1808 году. Эта решительность продолжалась не более трех дней.

С 17 на 18 число, в ночь, траншея открыта и в ту же ночь заложена в 200-х саж. большая батарея, состоящая из 3-х осадных орудий, одного осадного и 8-ми полупудовых единорогов; фланги оной защищали 8 орудий легких. Первый огонь с сей батареи открыт 18 числа и с таким успехом, что большая четырех-угольная башня после 500 выстрелов приведена в совершенное разрушение.

Потеря с нашей стороны была малозначущая: убито 5 и ранено 15.

В ночь, с 16-го на 17-е число, открыта полупараллель влево от означенной большой батареи и устроена новая из 6-ти орудий на капители угловой башни юго-западной стороны, не далее, как во 100 саженях от крепостных стен.

В продолжении всего дня, 19-го, продолжался беспрерывный огонь по бреши и обвалена почти вся куртина средней части южного фаса крепости. Таким образом брешь уже около вечера имела шириною около 10-ти саж.; вместе с тем четырехпудовые мортиры наносили вред и ужас по внутренности крепости. Около вечера Хасан-хан сардар выслал ко мне парламентера, прося о перемирии на 3 дня, в чем ему было отказано, и огонь с батарей в тоже время был усилен. Получив столь решительный ответ. Хасан-хан, пользуясь темнотой ночи и всеобщим смятением, взяв с собою двух человек, бежал и поручил спасение чести и жизни при прыткости своей лошади; весь гарнизон, состоящий из 2-х батальонов сарбазов и конницы, всего около 1500 чел., также был им снаряжен к побегу и вышел из крепости с северной стороны, которую совершенно обложить не было возможно по причине большого удаления воды. Сарбазы рассыпались по степени, бежа к Эривани, к Алагезу и к турецкой границе. Но иных застигла еще в воротах пехота наша, между тем как прочие наши войска беспрепятственно проникли в самый пролом, кавалерия наша уже была направлена для пресечения главнейших дорог. Козачьи полки, Чугуевский уланский и Нижегородский [392] драгунский под начальством ген. Бенкендорфа, Розена и Шабельского стоптали и перекололи спасающихся, из коих убито до 500, взято в плен до 200; число пленных ежеминутно увеличивается.

Храбрости войск в. и. в. досталось в добычу: орудий медных 13, магазин, в котором 14 тыс. четвертей пшеницы, значительное количество пороха и других снарядов, огромный запас хлопчатой бумаги и проч.

Крепость Сардар-абад построена в азиятском вкусе превосходно; она имеет с трех сторон двойную для обороны стену; с южной же стороны, нами атакованной, лишь ординарную. Обширность ея продолговатых каре значительна.

Временный гарнизон для охранения Сардар-абада состоять будет из одного баталиона Крымского пехотного полка, дружины армянской и некоторого числа козаков; временным же комендантом назначен гвардии полк. Хомутов.

Осадную артиллерию я сего же числа отправляю обратно в Эчмиадзин. В скорейшем времени надеюсь обложить Эривань и устроить осаду сего города. О дальнейших же предположениях моих я не премину вскоре за сим донести в. и. в.

Повергая к стопам в. в. ключи Сардар-абада, я остаюсь в надежде, что кроме способов продовольствия, нами приобретенных, без которых мы не могли бы удержаться в здешнем крае, и ужас, распространенный смертоносным действием наших тяжелых орудий, поразил чрезвычайно умы неприятеля.

Об отличившихся и заслуживающих милостивых награждений за храбрость и не малые труды, со времени выступления моего из Нахичевани до покорения Сардар-абада, я буду иметь честь представить на всемилостивейшее воззрение в. и. в.

Ключи крепости и рапорт сей с глазомерным планом оной отправляю с адъютантом моим гвардии пор. гр. Ламсдорфом; отличное поведение и храбрость, оказанные им в разных случаях во время осады, внушают мне смелость повергнуть его всемилостивейшему вниманию в. и. в.

АКАК, т. VII, док. 521.