№ 209

1827 г. сентября 10-12 — Показания бежавших из Еревана лиц о положении в Ереванской крепости

1827 года сентября 10-го дня, барабанщик 41-го егерьского полка Подрезов и астраханский мещанин Шустов, бежавшие из Эривани, в дополнение снятых с них допросов, спрашиваны и показали.

Подрезов и Шустов. В Эривани находится гарнизону, заключающегося в пехоте и кавалерии до 3000 тысяч, а жители остались почти все в крепости, кроме бедных; продовольствия заготовлено весьма на довольное время и, как полагают, будут на 3 или 4 года, даже и сами жители имеют такового слишком много. Продовольствие сие хранится в амбарах в крепости около стены к форштату. Жители многие не имеют жилищ, а по большой части располагаются на открытых местах. Орудий в крепости до 35-ти, которые все поставлены на стенах. Запасы пороха и снаряды хранятся в погребах у той же стены, где и запас продовольствия. Крепостию командует Субган-Кули-хан, который твердое намерение имеет держаться в крепости до тех пор, пока уже невозможность будет более защищать ея. Дух войск, гарнизон составляющих, весьма слаб, которые, как мы слышали, говорят между собою, что если останутся зимовать, то будут бегать, потому, что в зимнее время нельзя располагаться в палатках, ибо в крепости нет казарм. Побеги из числа сарбазов продолжаются и ныне от боязни быть в осаде русских.

После сражения 17 числа августа в крепости приготовлялись к торжеству, и уже сделано было из орудий 4 выстрела, но командовавший в крепости Ассан-хан приказал остановить до получения вернейших [388] известий, — когда же стали свозить к крепости убитых и раненых, которых было весьма большое количество, то между жителями сделалось смятение и торжество прекратилось. Убитых и раненых, как говорили, в крепости простирается более 3 тыс. человек после сражения привезено было в крепость два подбитых орудия.

Слухи носятся, что Александр царевич привлек на свою сторону лезгин и других горцов. Еще говорили, что Аббаз-Мирза намерен был итти к Тифлису, надеясь на уверение Александра царевича в расположении к нему горцев. Но после сражения 17 числа августа более о том уже не слыхали.

Из них Шустов добавил, что еще в прошлом году, когда он взят был в плен и приведен в г. Агари, то в то время приезжал ко Аббаз-Мирзе английский посланник и привозил с собою весьма много денег, для раздачи лезгинцам и другим горцам, в чем и был послан Александр царевич.

В чем и подписуемся Петр Андреев сын Шустов руку приложил Алексей Подрезов, а вместо его неграмотного подписался переводчик Гаижаев. Спрашивал аудитор 13 класса — (подпись).

Известие из Эривани 12 сентября 1827 г.

Бежавший оттуда армянин Асфадур объявил:

1. Начальником в крепости Субган-Кули-хан.

2. Войск находится более 5 тысяч, который заключаются в двух баталионах Тавризских и одном Мараганском, а прочии стрелки мизандеранские и набранные из Эриванской провинции; конных не более 50 человек.

3. Пушек 16, которые все расставлены на стенах; сам Аббас-Мирза показывал где их ставить. Возле ворот крепости поставлены мортиры, которых было десять, но три отправлены в Сардар-абат, а семь осталось на месте; стреляют же только из одной по случаю неимения знающих к тому людей.

4. В крепость свозят большие запасы хлеба и сена.

5. Хлебных магазинов 6-ть, которые построены рядом возле стены, что к стороне Демур-Булак.

6. По стенам в большом количестве кладут пустые гранаты, ядра и камни, чтобы бросать в осаждающих.

7. Во многих местах над рвом возле стен приготовляют мины.

8. Приготовлено более 3-х тысяч дротиков и до тысячи кос, для обороны при штурме.

9. В сражении 17 августа убито 38 разных султанов, а всего более 3-х тысяч человек.

10. В крепости одни говорят, что Аббас-Мирза пошел к Таврису, а другие, что в Нахичевань и намерен был сделать приступ к Аббас-Абату.

11. Еще говорят, что при следовании Аббас-Мирзы разграблена армянская деревня Ахора, находящаяся у подошвы Арарата.

12. О сардаре слухи носятся, что он поехал вместе с Аббас-Мирзою.

13. Про Гасан-хана говорят, что он теперь у подошвы Арарата в ущельях Зара Кшедых.

14. Дух в войсках эриванских весьма бодрый и вообще очень довольны теперешним содержанием, которого отпущают в изобилии.

12 сентября прибыл татарин Алла-Верди Касым-Оглы, бежавший из отряда сардаря Эриванского и объявил:

Сардарь расположен на той стороне Аракса против устья реки [389] Карасу у подошвы Арарата, войска при нем только 600 человек конницы и 3 маленькие пушки. На одном месте долго не останавливается и в беспрестанных разъездах. Вчера подымался на бугор, находящийся возле Арарата и рассматривал в зрительную трубу Эчмиадзин. С сардаром находится только один Мердан-хан, при котором он, Алла-Верди находился и по случаю, что ранил одного персиянина, хотевшего отнять у него лошадь, боясь наказания бежал сюда; причем увез и одну армянку, которую привезли из деревни Акарак и Мердан-хан хотел продать ее.

Аббаз-Мирза пошел к Нахичевани, чтобы разграбить тамошних жителей.

Про Гассан-хана слышно было, что Аббаз-Мирза поручил ему раздать жалованье карапапахцем и удовлетворить за лошадей, убитых в сражении 17 августа, за которые и получили по 10-ти туманов; жалованье же не получали и где теперь находится Гассан-хан наверное не знают, а говорят, что он в Сардар-Абате.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 3, д. 10, лл. 127, 130, 128, 129 об.