№ 201

1827 г. августа 30 — Рапорт А. И. Красовского И. Ф. Паскевичу о подготовке к осаде Еревана

Лагерь при Джангели

Шифрованное предписание в. высокопр. от 13 августа имел честь получить сего числа.

О движениях неприятеля, в каких силах оный заключается, а также о вверенном мне отряде имею честь представить копию донесения моего, посланного к в. высокопр. чрез нарочных в двух экземплярах 28 числа, в дополнение к которому честь имею присовокупить, что по известиям, полученным сего числа и по деланным наблюдениям, Аббас-Мирза занимает лагерем прежние позиции на реке Занге и что главнейшее намерение его не допустить следование осадной артиллерии.

Выступить к Эривани нахожусь в невозможности, как по неимению продовольствия, так и потому, что неприятель, будучи в столь превосходных силах, может решительно воспрепятствовать моему движению со многочисленными тяжестями.

О времени прибытия продовольствия еще не имею никакого сведения. — Но между тем известившись, что Наги-Хан с значительным числом конницы отправился по направлению к Бамбакской долине, для предосторожности послал по дороге к Джелал-оглу баталион с двумя орудиями на подкрепление, если следует сюда транспорт с провиантом.

О всех прочих обстоятельствах, затрудняющих успешный приступ к Эривани, я доносил подробно 25 числа № 222-м.

Войско Аббас-Мирзы по самым достоверным сведениям заключается, кроме гарнизонов, в 11 баталионах пехоты до 15 тысяч кавалерии и 25 орудий.

Все утверждают, что в сражении 17 августа неприятельская потеря простиралась до 3-х тысяч человек, в числе которых много убитых и раненых разных чиновников. Я обязанностию поставляю и при сем случае представить на благорассмотрение, что осада Эривани может иметь весьма опасное следствие во-первых по недостатку войск, у меня состоящих, и во-вторых по весьма медленному доставлению [326] продовольствия, так что я, находясь в здешнем лагере с крайним недостатком, ожидаю прибытия всякого транспорта и для обеспечения следования последнего должен был отделить три баталиона.

По достоверным известиям сардар Эриванский за выступлением отсюда Аббас-Мирзы будет иметь кроме гарнизонов от шести до восьми тысяч войска с шестью орудиями с главною целью препятствовать подвозу продовольствия к Эривани.

Вчерашнего числа Аббас-Мирза с несколькими тысячами кавалерии приближался к моему лагерю и когда увидел высланных против его козаков, подкрепленных пехотою, то возвратился обратно в свои лагерь.

В лагере моем теперь находится два баталиона Кабардинского, один Крымского и один 39 Егерьского полков.

С прискорбием должен донесть, что я сам кроме жестокой боли руки, пятый день столь сильно болен, что не могу встать с постели, ничто однако ж не может лишить меня стремиться к исполнению обязанности моей, до последнего изнеможения сил моих.

По извещении Тифлисского военного губернатора я доносил от 25 числа за № 222, что не позже 20 числа должен отправиться сюда транспорт с 1400 четвертей сухарей, 1800 четвертей муки и 400 четвертей ячменя; по чрез нарочно посланных сейчас получил донесение м. Дремерна, командированного с Крымским баталионом навстречу его транспорта, что на оном следует провианта только до 2000 четвертей, что выступит из Гергер 28 числа и что по случаю чрезвычайно грязной дороги не может определить время прибытия в здешней лагерь и полагает, что ранее трех дней не может переправится чрез гору Безобдал. — Посланные еще объявили, что в недальнем расстоянии от памятника Монтрезора между Кишляк и Амамлы заметили они скрывающуюся в ущельях весьма в значительном числе неприятельскую конницу.

Намерение неприятеля, вероятно, напасть на транспорт с провиантом; но большим прикрытием, которым обеспечено следование оного, должен быть сильно отражен.

Помета:

К сведению по квартирмейст[ерской]части.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 3, д.. 10, лл. 94, 94 об., 98, 98 об. Копия.