№ 176

1827 г. августа 9 — Сведения, полученные в штабе корпуса от А. И. Красовского с замечаниями Н. М. Сипягина о положении в Ереване, Эчмиадзине, Аштараке и других местах

Лагерь при горе Безабдал
Секретно

Замечания, сделанные ген.- адъютантом Синягиным.

Просить ген.-лейт. Красовского, чтобы он в тот же день уведомлял о важных происшествиях.

Сведения, доставленные ген.-лейт. Красовским, имеют вероятие, но силы неприятеля весьма умножены; из-за Аракса прибыло не 14 или 15 тысяч, но 6 баталионов сарвазов с 7-ыо орудиями и 2500 кавалерии, еще следует отряд из двух баталионов сарвазов с 4-мя орудиями и 500 кавалерии — все спи войска составят от 9 до 10 тысяч человек и поступят в команду Ериванского сардаря. — Вот сведения, которые я имею от весьма верных людей.

 

Сейчас полученные сведения от ген.-лейт. Красовского.

По части квартирмейстера.

6-го числа сего месяца получил я письмо из Ечмиадзина от архиеп. Нерсеса, писанное 4-го числа, которым уведомляет, что прибывшие к нему из Баязета армяне, вышедшие оттуда , 2-го числа известили его о тамошних слухах, что четыре тысячи конницы, под начальством Наги-хана и Самсона майора по приказанию шаха должны напасть на монастырь 4-го или 5-го числа сего месяца; при чем присовокупил, что о сей коннице оп подробно уведомлял меня 3-го числа и тогда дошли к нему слухи, что она заключается в 14 тысячах; но письмо сие ко мне не дошло.

Вслед за получением сего известия прибыл посыланный в Еривань весьма приверженный нам родственник архиепископа армянин Петрос Маркаров, который объявил, что по приходе его в крепость 3-го числа слышно было там о скором прибытии сикурса от шаха, который уже не в дальнем расстоянии; 4-го же числа получено было известие о прибытии с войском самого Аббас-Мирзы, который расположился в 15-ти верстах от крепости в урочище Саванлар, находящемся от Ечмиадзина также не более 15-ти верст; почему армянский в Еривани старшина Мелек Сагаков 78 секретно призвал его к себе и просил как можно скорее известить меня, что Аббас-Мирза имеет с собой войска более 20 тысяч; в числе которых пехоты 7 тысяч, баталион русских беглецов, 13 тысяч кавалерии и 24 орудия; намерение Аббас-Мирзы сделать нападение на Ечмиадзин в самом скором времени и непременно 6-го или 7-го числа сего месяца, почему Мелек Сагаков подтвердил чтобы сколь возможно поспешнее доставить сие известие. Проходя селение Аштарак, Петрос Маркаров узнал, что там находился татарин, посланный с бумагами от г. корпусного командира, но по случаю больших [301] разъездов персидской конницы не может ко мне следовать.

Сего числа прибыл посыланный в Еривань армянин Кеорк Арутинов, получено письмо от архиеп. Нерсеса, а также прибыл и посланный с бумагами от г. корпусного командира.

Архиеп. Нерсес от 6-го числа уведомляет, что по утру дошло к нему сведение о прибытии к Еривани одного из сыновей шаха с Джевар-ханом, Самсон майором, Александром царевичем и другими ханами, с которым имеется войско 15 тысяч и что того же числа в 11-м часу пополуночи, войско сие проходило к стороне Сардар-Абата и остановилось лагерем около Черной речки, но по отдаленности нельзя было заметить, в каком количестве оное заключается; со стороны же Сардар-Абата видна была густая пыль и также замечено приближение войск к сему лагерю, к которому, как говорят, и часть пехоты из Еривани также должна присоединиться. Уведомление сие архиеп. заключает тем, что все сии известия должны получиться с удостоверительностию, чрез посланного в Еривань, помянутого армянина Кеорка Арутинова.

Кеорк Арутинов прибыл из Еривани вслед за получением сего письма и объявил, что пришедшие из-за Аракса войска состоят под начальством не Аббас-Мирзы, а одного из сыновей шаха Али Наги Мирзы Казбинского и заключается всего, как говорили в Еривани, до 25 тысяч пехоты и конницы со многим числом орудий, но сколько оных именно никому в крепости настояще неизвестно; с Али Наги Мирзою прибыли Александр царевич, Джевар-хан, Самсон майор и много других начальников. — Все сне войско 6-го числа перешло от Еривани за Ечмиадзин по направлению к Сардар-Абату и остановилось лагерем у речки Карасу, расстоянием от Сардар-Абата в 6-ти верстах. — В Еривани имеются разные слухи касательно нахождения сына шахского: одни говорят, что он прибыл с тем, чтобы внезапно напасть на мой лагерь, расположенный при Джангели, или непременно разорить Ечмиадзин; а другие, что хочет не допустить следование к моему лагерю транспортов с. провиантом и осадною артиллериею или же сделать вторжение в наши границы. — На сегодняшнее число приготовлялись к выступлению из Еривани сарвазы, 7 пушек и 3 мортиры для соединения с шахским сыном при Карасу.

Татарин, прибывший с шиферным письмом от г. корпусного командира, объявил, что о следовании к Еривани нескольких тысяч войск под начальством одного из сыновей шахских слышал он проходя селение Ялдже, находящееся по ту сторону Аракса; о чем известясь султаны Ячилинский и [302] Шарурский тогда же послали уведомить о том г. корпусного командира. Прибывши в селение Аштарак никак он не мог далее ко мне следовать по случаю разъездов конницы Наги-хана; ночью же на сегодняшнее число разъезды удалились в деревню Ганавак и он в ту же ночь в сопровождении двух аштаракских жителей прибыл сюда.

Аштаракские жители также подтвердили, что лагерь персидский расположен при речке Кара-су, и что они видели, как вчерашнего числа со стороны Сардар-Абата присоединилось к оному много войска.

По получении сих известий, отправлены во все места верные люди, для новых разведываний о намерении и движении неприятеля, дабы по достоверным подтверждениям принять должные меры к разружению его намерений, а между тем я немедленно соединил весь отряд в лагерь при Джангели, чтобы быть готовым к выступлению, куда надобность потребует.

Из прежде доставляемых сведений ген.-лейт. Красовский мог видеть, сколько Нерсес увеличивал силы неприятеля.

 

Из Еривани не выступали войска, но напротив туда прибыло до 2800 человек пехоты.

 

Не нужно было ожидать, чтобы неприятель собрался в значительных силах, а при первом появлении его к Ечмиадзину атаковать и разбить его; — сим самым расстроились бы все его замыслы. Ген.-лейт. Красовский должен был рассчитывать и то, что к нему следует 2500 человек хорошей и храброй пехоты с значительным числом артиллерии. Должно радоваться, что неприятель собирается, ибо чрез сие скорее окончится кампания.

Ген.-лент. Красовский просит меня о доставлении ему провианта; теперь у него находится оного по 10-е сентября, один транспорт на месяц и 12 дней уже прибыл в Джалал-оглу, и потом беспрепятственно будут доставляемы из Тифлиса и другие транспорты.

Генерал-лейтенант Сипягин

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 3, д. 10, лл. 36-39. Подлинник.


Комментарии

78. Мелик-Агамалян Саак (ум. в 1834 г.) — сын мелика ереванских армян Мелика Абраама. После смерти отца сам стал меликом ереванских армян. Одни из приближенных лиц сардара Гусейн-Кули-хана, командующий армянской пехотой (сарбазов) ханства. Будучи человеком русской ориентации, оказал большие услуги русскому командованию в годы русско-персидской войны 1826-1828 гг. После образования Армянской области был назначен членом областного правления от армянского населения. На основе наследственного тиульного права владел селами Арзакенд и Элар Крхбулагского магала.