№ 151

1827 г. апрель 24-25 — Журнал Отдельного Кавказского корпуса

24 апреля. В дополнение рапорта о разбитии куртинцов, ген.- адъютант Бенкендорф от 20-го числа сего месяца из монастыря Ечмеадзинского доносит:

16-го числа неприятель, обманутый движениями к Еривани трех рот Ширванского пехотного полка, бросился туда с Сардар-Абадской дороги и окружил спи роты. Командовавший оными м. гр. Бельфорт, построившись в каре, в течение двух часов отражал все покушения неприятеля и стрелки ранили много куртинцов.

В 12-ти верстах от Ечмеадзина к Сардарь-Абаду находится урочище Карасу-Баши, покрытое крупным и частым камнем; тут ждали русских Гассан и Измаил ханы, уверенные, что на грунте, гибельном для кавалерии, легкие и пылкие лошади их возмут верх над казачьими, изнуренными трудным походом и тяжело навьюченными.

Казаки под начальством полк. Карпова 2-го бросились с невероятным мужеством на центр куртинцев, опрокинули и гнали их до каменистой высоты около двух верст.

Между тем подполк. Андреев с полком своим и стрелками опрокидывал правый фланг.

Измаил-хан, видя бегущий центр свой, быстро бросился к оному, собрал рассеянный толпы и восстановил бой, но скоро тяжело был ранен и взят в плен.

Казаки, вновь ободренные своими офицерами, особливо полк. Карповым и флигель-адъютантом гр. Толстым, довершили поражение неприятеля, который скрылся в Сардарь-Абаде.

Поражение куртинцев имело хорошее влияние на монахов Ечмеадзинскаго монастыря, которые, видя бессилие персиян, не страшатся их мщения и начинают сообщать известия о движениях неприятеля.

Архиепископ же Нарцес, не лицемерно преданный России, поощряет их своим примером и старается побудить к покорности [264] Наги-хана, наиболее уважаемого из старшин карапапахских, живущих по Южному берегу озера Гокчи.

Сардар возвратил ген.-адъютанту Бенкендорфу 17-го числа двух рядовых из числа пленных наших, содержащихся в Еривани, но более с ним никаких сношений не было: предместия Еривани совершенно истреблены и жители переселены внутрь крепости, что произвело ужаснейшую тесноту и при наступлении знойного времени будет причиною заразительных болезней.

Конница куртинская уже не показывается; сражение при Карасу-Баши уничтожило самонадеянность сих отличных всадников, тем более, что потеря храброго Измаил-Хана оставила их под непосредственным начальством брата сардаря Гассан-хана, глубокою старостию лишенного бодрости, нужной военачальнику.

19-го числа для отыскания продовольствия ген.-адъютант Бенкендорф отрядил флигель-адъютанта полк, барона Фредерикса с 500 человек Грузинского гренадерского полка с одним орудием и сотнею казаков и Ширванского полка подполк. Волженского с тремя ротами его баталиона и также одним орудием и сотнею казаков. Последний поднялся вверх по реке Абарани и привез 13 четвертей чалтыка (неочищенное сарочинское пшено).

Полк, же барон Фредерикс в деревнях, лежащих к Араксу, нашел 25 четвертей чалтыка. Оба они привели несколько жителей, которых ген.-адъютант Бенкендорф отпустил с тем, чтоб они объявили другим, что мы всех приглашаем возвратиться в свои жилища и будем с ними поступать милостиво.

20-го числа утром ген.-адъютант Бенкендорф отрядил м. Хамутскаго с баталионом 7-го карабинернаго полка, одним орудием и сотнею казаков в деревню Аштарак, в 18-ти верстах от Ечмеадзина, для отыскания провианта.

По возвращении полк. кн. Севарсемидзева ген.-адъютант Бенкендорф предполагает двинуться к стороне Нахичевана, разослав партии по разным направлениям для возвращения поселян в их жилища и получения по возможности съестных припасов.

Одобряя вообще распоряжения ген.-адъютанта Бенкендорфа, по утверждению г. начальника Главного штаба е. и. в., я предписал немедленно остановить движение к Нахичевани: теперь назначение отряда ген.-адъютанта Бенкендорфа преимущественно должно состоять в обеспечении подвозов наших в Ечмеадзин, ибо одни запасы, отсюда доставляемые, могут нам дать средства к дальнейшим действиям.

25 апреля. Шамшадильский татарин, ныне возвратившийся из Еривани, показывает:

1) Он выехал оттуда 13-го числа сего месяца и следовал чрез Балыхчай и Шамшадильские горы.

2) Сардарь и Худадод-хан, бывший визирь Александра царевича, были тогда в Еривани. Туда прибыли до 2-х тысяч хойских сарбазов, и скоро ожидали марагийских. Вообще полагают, что там соберется до 30.000 человек. По слухам, один сын шахский с войском Хорасанским выступил уже из Тегерана для следования в Карабах.

3) Жители кирк-булакские и гокчинские перешли за Араке, остались только даралагезские, с тем чтобы к нам передаться, ибо они давно ушедшие из наших провинций и мною уже посланы люди для приглашения их быть сначала спокойными и потом войду в сношение с ними для приведения их в подданство г. и.

4) Вообще ериванские жители желают покориться; 13-го числа они не были еще выведены из форштатов. [265]

5) Корма еще в горах не было, снега мало, грязь небольшая. Возле же Еривани корма хорошие, посевов в равнинах много, но в горах находятся только осенние посевы, а весенних не успели сделать.

Так как только до 600 ароб готово для транспортов продовольствия, то посему общее движение и остановлено до совершенного изготовления оных, дабы на 40 дней поднять провиант с собою.

Нынешний поход ген.-адъютанта Бенкендорфа еще более доказал мне, что не должно надеяться на способы продовольствия в неприятельском краю, по во всяком случае я постараюсь быть в конце маня месяца в Нахичевани.

Генерал-адъютант Паскевич

ЦГВИА, ВУА, д. 4312, лл. 82-84 об. Подлинник.