№ 147
1827 г. апреля 19-21 — Журнал командира Отдельного Кавказского корпуса о военных действиях
19 апреля. Ген.-адъютант Бенкендорф 2-й из монастыря Ечмиадзина от 15 апреля доносит.
По получении сведения от монахов, что в деревнях нижнем и верхнем Айгланлу находится провиант, зарытый в землю, отряжены были для отыскания оного две роты Ширванского пехотного полка, которые, подойдя к нижнему Айгланлу, встречены были сильным оружейным огнем от скрывшегося за стенами садов неприятеля.
Несколько пушечных выстрелов и решительное наступление м. Юдина обратило его в бегство и деревня была немедленно занята.
С посланными в подкрепление сему отряду двумя ротами Ширванского же полка, полубаталионом карабинеров с одним орудием и сотней казаков, куртипская конница в числе 500 человек вступила в перестрелку, но карабинерными стрелками была везде опрокинута и спешившиеся в деревне верхнем Айгланлу куртинцы поспешно оставили оную.
Неприятель потерял убитыми и ранеными около 15-тн человек, с пашей стороны смертельно ранен один казак и две лошади. В обоих взятых деревнях ничего не найдено, кроме сена, оставленного неприятелем.
Майоры полков: Ширванского пехотного Юдин и 7-го карабинерного Хамуцкий оказали в сем деле примерную решительность, ибо до самого взятия Верхнего Айгланлу местоположение скрывало силы неприятеля. Артиллерии прапорщик Отрада действовал с отличным хладнокровием и расторопностию. Но, к сожалению, дело сие доказало, что донские казаки не могут противостоять пылкости куртинских наездников.
Тяжести отряда, оставленные в Судакенте, 15-го числа благополучно прибыли в Ечмиадзин, но по трудности дороги пало еще 26 подъемных лошадей.
Неприятель несколько раз покушался сделать нападение на обоз, но благоразумные распоряжения майоров: Минченки и Бельфорта не допустили его причинить нам вреда.
Ген.-адъютант Бенкендорф от 16 апреля из монастыря же Ечмеадзина доносит следующее: [260]
Нуждаясь в провианте, он решился идти на Сардарь-Абад, что, по распросам, в 20 верстах от Ечмеадзина, влево от дороги к Талыну. Если не будет никакой возможности овладеть Сардар-Абадом, то он направится чрез Талынь к Арпачаю, дабы, снабдив себя съестными припасами из Карского пашалыка, возвратиться к Ечмеадзину и продолжать действовать наступательно.
В Ечмеадзине оставлен подполк. Волжинский со вторым баталионом Ширванского пехотного полка, 273 человека слабых разных команд, 2 орудия и 100 казаков с тяжестями обоза и с продовольствием на 12 суток, большею частию пшеницею в зерне; с отрядом продовольствия взято на 4 суток, также частию в зерне, но можно думать, что оного и на шесть дней достаточно будет.
Подполк. Волженскому предписано стараться о накоплении съестных припасов, ежели бы жители, ободренные присутствием нашим в области Ериванской, начали возвращаться в жилища свои. Для устройства гошпиталя оставлен главный отрядный штаб-лекарь к. а. Миров; в монастыре в 35-ти чистых комнатах может поместиться 860 больных.
Армянский архиеп. Нарцес, отправившийся с отрядом, по прибытии в Ечмеадзин издал прокламацию соотечественникам своим, обитателям Ериванской и Нахичеванской провинции.
До получения сего рапорта я тремя в разное время отправленными приказаниями давал знать ген.-адъютанту Бенкендорфу о двух транспортах, к нему следующих, предписывая в случае недостатка продовольствия для сближения с подвозами отступить к нашей границе: ныне, по удалению от места происшествий, не будучи в состоянии решительно определить действий ген.-адъютанта Бенкендорфа, я ограничился известить его по получении сего рапорта чрез нарочных, по разным дорогам отправленных, о прежних моих предположениях и пособиях, которые от меня он получить может, а именно, что, кроме двух уже выступивших транспортов, я употреблю все средства, чтобы и третий транспорт мог прибыть в Ечмеадзин к 10-му майя.
Вследствие сих обстоятельств по утверждению г. начальника Главного штаба е. и. в. я сделал следующий план:
Ечмеадзинский гарнизон поддерживать, ибо, не знавши, где находится ген.-адъютант Бенкендорф, было бы опасно оставить сие место, как большое пособие в случае обратного движения его.
Подполк. Волженскому приказано держаться в монастыре, ибо если бы первый транспорт и не дошел туда, то у него достаточно продовольствия почти по 1 майя, а к 2-му числу оного месяца должен туда подойти и второй транспорт, которому предписано непременно к сему сроку прибыть к Ечмеадзяну и который не может подвергнуться опасности, состоя из всего 39-го егерского полка, 1000 казаков и двух орудий, ибо к прежде назначенному конвою прибавлены остальные роты сего егерского полка.
Весь отряд сей под командою ген.-м. Шабельского выступит из Джелал-оглу 24-го числа сего месяца и потому может поспеть без затруднения к 2-му майя в Ечмеадзин.
Генерал-адъютант Паскевич
ЦГВИА, ВУА, д. 4312, лл. 78-79, об. Подлинник.