№ 142

1827 г. марта 26 * — Письмо К. В. Нессельроде И. И. Дибичу о посылке д. с. с. Обрезкова в Тифлис для будущих мирных переговоров с Персией

(* — Получено 13 апреля)

№ 448

С. Петербург

Милостивый государь, барон Иван Иванович!

Корпуса топографов пор. Носков, под названием титулярного советника доставивший в Персию хрустальную кровать для шаха, [245] привез нам депеши г. ген. от инфантерии Ермолова и письма, присланные к нему чрез Мирзу Мамад али. Между ними находится отзыв персидского министра иностранных дел Абул Гассан-хана ко мне, и таковые же к ген.-адъютанту кн. Меншикову от Аббас-Мирзы и от лиц, английскую миссию составляющих, кои вместе с сим писали и к разным нашим чиновникам.

Переписку сию я имел счастие поднести на усмотрение г. и., а также и те ответы, кои признаю нужным учинить; е. в. высочайше указать мне соизволил списки со всего для сведения вашего и подлинные ответы наши доставить в. высокопр-ву и просить, дабы отправили оные в Персию тем образом, какой признаете удобнейшим.

Из писем Абул Гассан-хана и членов английской миссии ясно открывается желание шаха видеть конец начатой им войны; из донесений же пор. Носкова (См. док. № 134) узнали мы то затруднительное положение, в коем находится Персия касательно продолжения оной.

По таковым известиям, е. и. в. приятно верить, что при первых успехах наших войск, по открытии нынешней кампании, шах не замедлит просить мира и согласия на те вознаграждения, кои оп поведением своим дал нам полное право требовать.

Невозможность противуборствовать превосходной силе, наклонность его к тихой и роскошной жизни покажут ему необходимость сделать некоторые пожертвования, во избежание совершенного разорения остальной части его владений. А потому от искусства и благоразумия командующего нашими войсками в том крае зависеть уже будет не упустить благоприятного времени, которое обстоятельства укажут, к восстановлению полезным миром общего спокойствия, нужного и в видах политических и для торговой нашей промышленности. Ибо чем долее ведена будет война, тем значительнейшие понесем мы издержки и тем более желающие видеть нас в заботах найдут времени и способов происками своими усугубить затруднения к миру.

По сим уважениям, г. и. благоугодно было повелеть мне поспешить отправлением в Грузию г-на д. с. с. Обрезкова, избранного в качестве полномочного для будущих переговоров, все бумаги, кои для означенного предмета должны быть ему вверены, уже готовы и на днях буду иметь счастие поднести оные на высочайшее усмотрение. После чего г. Обрезков неукоснительно отправился в путь, ему предназначенный.

Пребываю с совершенным почтением и преданностию вашего высокопревосходительства покорнейшим слугою

(Подпись)

ЦГВИА, ВУА, д. 4311, лл. 45-46. Подлинник.