№ 140

1827 г. марта 10 — Рапорт И. А. Реутта А. П. Ермолову о принятых мерах по обороне Карабаха

Крепость Шуша

Повеление в. высокопр-ва ко мне от 3 сего марта за № 110 я имел честь получить и вследствие оного почтеннейше доношу в. высокопр-ву следующее.

За нахождением пяти рот вверенного мне полка в с. Гирюсах, одной в с. Килидарасах и трех в к. Шуше, которых для содержания гарнизона по некомплекту людей едва достаточно, остаются в Агоглине только три тоже некомплектных роты, из коих в случае движения одна необходимо должна всегда оставаться на месте как для прикрытия имеющегося там времянного магазейна, так разных остающихся от войск тягостей и транспортных ароб, и потому две роты по малозначительности своей и прикрывающие также по очереди близ Агоглина как полковой табун, так и жителей ближайших там деревень, не могут делать движений, необходимых к удержанию на некоторое время хищнических покушений на пограничную часть Карабаха, и даже не быв сильны к отражению и преследованию больших партий, недеятельностию таковой могут подать повод хищникам усилить свои набеги или даже смелее нападать на самых внутренних жителей наших, а посему, как равно по имеющимся слухам будто бы близ Асландуза находится до 7000 персидской конницы и часть сарвазов, я необходимым счел оставить здесь до прибытия из Нухи Козловского пехотного полка сводный гренадерский баталион, и к ротам вверенного мне полка в Агоглане добавлю еще одну из с. Гирюс (если по соображению обстоятельств будет возможно оную оттуда взять); для составления при Агоглане двух баталионов, из коих шесть рот могут всегда быть в подвижности; сверх того предписал я полк. Костину, согласно прежнего распоряжения ген.-лейт. кн. Мадатова, выслать в Агоглин по открывшемуся теперь там подножному корму на первой раз 150 человек доброконных козаков при штаб-офицере. С приближением же сюда Козловского полка я отправлю отсель по назначению в. высокопр-ва сводный гренадерский баталион, а расположив с прибытием полк Козловский в лагерь, присоединю к нему один Донской козачий полк, если не откроется достаточно подножного корма там и для всех козачьих полков, близ Куры теперь находящихся, и тогда имея около Агоглина сей отряд, который перескащиками за границу, конечно, будет увеличен, не полагаю, чтобы неприятель мог [242] перейти сюда чрез Араке с такими силами, чтобы понудить меня отступить к Шуше и требовать сикурсу от ген.-лейт. Красовского 62; а разве только одна конница персидская может вторгаться в большем количестве, однако же нанести вред войскам нашим будет не в силах.

М. Михайлову сделал я подтверждение о соблюдении крайней осторожности и дал наставление: если, сверх чаяния, неприятель решится на важное какое-либо предприятие противу рот под командой его состоящих со стороны Баргушета с силами, несоразмерными к отражению, то в таком случае отойти в с. Каладарасы, как место ближайшее к Шуше и удобное к защищению, но не прежде пока не удостоверится совершенно о силах неприятеля, дабы не быть встревожену партиею заграничных хищников и, уступив место, не дать им случая к нанесению вреда нашим жителям. Пор. же Сафар Али-беку также подтвердил, чтобы он был бдителен и, не упуская ничего из виду, сколь возможно старался иметь всегда за границей хороших и верных шпионов, чрез которых получая подробнейшие сведения о неприятеле, сообщал бы оные мне и м. Михайлову, заблаговремянно предваряя его обо всем; сверх того предписал ему о сборе в крепкие места пограничных наших к Баргушету жителей, которые быв соединены, составят собой довольно порядочное число для отражения хищников, хотя бы они были и в большом количестве. Между прочим объявил ему, что усердие, его бдительность и расторопность останутся в замечании в. высокопр-ва, но за всем тем осмеливаюсь представить на благоусмотрение в. высокопр-ва, что пункт Гирюсы не есть совершенно безопасен для теперешняго числа войск наших, буде неприятель предпримет какое-либо против них намерение, особенно при разливе реки Акарры, которая может затруднить переправу к соединению с м. Михайловским других войск наших с артиллерией, буде бы случилось ему быть внезапно отрезанным от Шуши, а потому для лучшей безопасности не угодно ли будет назначить еще откуда-нибудь туда один баталион.

В заключение имею честь присоединить: из сего же предписания в. высокопр-ва видно, что рота Донской артиллерии должна из Карабага выступить, но я о том повеления в. высокопр-ва не имею.

Полковник Реутт

ЦГИА Груз. ССР, ф. 548, оп. 3, д. 82, лл. 8-9. Подлинник.


Комментарии

62. Красовский 1-й, Афанасий Иванович — генерал-лейтенант, участник войны с Францией в 1805-1807 гг., русско-турецкой войны 1806-1812 гг., Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов; в 1826 г. был произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником 20-й пехотной дивизии Отдельного Кавказского корпуса. В русско-персидской войне 1826-1828 гг. отличился при Ошаканской битве, осаде и взятии Сардарабада и Еревана. В октябре 1827 г. был назначен начальником временного правления Еревана, затем начальником Армянской области.