№ 137

1827 г. января 5 — Объяснение А. П. Ермолова И. И. Дибичу о предпринятых им мерах по расположению войск в Закавказье

№ 1

Тифлис

По содержанию секретного отношения в. высокопр-ва от 30 ноября 1826 года за № 93 имею честь почтеннейше сообщить объяснения мои по предметам, заключающимся во оном.

Предприятие на Муганскую степь не истощит способов Карабага, ибо число войск, кои должны .довольствовать оными, нисколько не увеличиваются.

Движение на Талышинское ханство, в теперешнее время одно со стороны Куры возможное, не представляет больших удобностей и потому я воздержался от оного.

От предприятия на Муганскую степь, если оно иметь будет желаемый успех, можно надеяться, что Ширвань и Карабаг будут почти предохранены от набегов. Более же никаких последствий ожидать нельзя. К движению на Тавриз нужно приуготовление значительных способов. Ниже сего представлю я, почему движение на Тавриз со стороны Карабага признается неудобным.

В Шуше и Лори запасы всякого рода свезены будут. Тифлис есть главное место складки и заготовлений всех запасов, откуда развозятся они в разные места. В Елисаветополе иметь запасов невозможно по причине чрезвычайной смертности, коей подвергаются там войски от убийственного климата в летнее время, что с давнего времени понудило меня оставить город, и небольшая часть войск, которая содержалась для удержания порядка в округе, расположена была в другом месте, более здоровом. [236]

Перевозка осадных снарядов из Баки сопряжена с большими затруднениями. В провинции не довольно ароб и тс нанимаемы будут для перевозки провианта к войскам, действующим на левом фланге. Окрестные провинции также не имеют повозок и потому должно будет строить казенные, чего нельзя скоро сделать и употребить надобно будет погонщиков. Не найдется ли удобнейшим сплавить снаряды в Фанагорию, а оттуда перевезти в Тифлис чрез Кавказскую линию, как то делалось с прочими тягостями.

В Тифлисе выстроен гошпиталь на шесть сот человек, в котором по нужде помещается до восьмисот человек и есть еще другие казенные строения, которые занять можно.

В Лори устроить гошпиталь не так удобно, ибо там нет почти строений. В Шуше есть строения и по мере возможности на сей предмет обращены будут. В обоих сих местах гошпитали необходимы и будут по возможности сделаны.

Когда войска войдут в персидские границы, нужно будет учреждать по пути другие гошпитали и первый из них предполагается учредить в Эчмиадзинском монастыре. Для гошпиталей в Лори, Шуше и устраиваемых впереди необходимо, чтобы комиссариат доставил достаточно белья и прочих потребностей. Нужно прибавление в лекарствах и гошпитали должны быть снабжены лекарями и прислугой. Подвижные инвалидные роты, при корпусе состоящие, имеют уже достаточно занятий и потому, если признается полезным присмотр их в заграничных гошпиталях, то нужно будет прислать две или три таковых роты.

В подвижном магазине, независимо от состоящего в полковых фурах провианта, полезно было бы иметь оного на месяц или по крайней мере на двадцать дней.

Крепость Баку есть единственное удобное место для складки всего привозимого Каспийским морем. На острове Сарре потому не выгодно, что оттуда надобно перевозить также в Баку, ибо устья реки Куры нередко застилает песком и суда морские до Сальяна ходить не могут. Далее из Сальян нельзя производить перевозки иначе как наймом ароб в Баке или учредив казенный транспорт и потому перевозка запасов из Сальян не представляет никаких выгод против перевозки из Баки.

Денежные способы, имеющиеся в ведении моем, недостаточны и я примерно полагаю за нужное иметь четыреста тысяч червонцев и пятьсот тысяч рублей серебром.

Способы, которые имеются в виду для приведения войск в состояние предпринять наступательные действия, зависят от средств, представляемых Грузиею. Продовольствие доставляется здесь дворянством, которое обще с предводителями делает раскладку и развозит оное по магазинам. Ныне дворянство предложило большее количество нежели прежде и по ценам весьма умеренным, но как сего чрезвычайно недостаточно, то употребится старание сделать покупку оного и сверх того нужен будет подвоз из внутренности России.

Артиллерийские парки приуготовляются, как для них равно для подвижных провиантских транспортов и для движения прочих тягостей покупаются и делаются на заказ арбы. Покупка волов производится с приближением весны, ибо в теперешнее время кормить их совершенно нечем.

Для войск, действующих на левом фланге, теперь уже приступлено к составлению запасов. [237]

Эриванскую границу прежде половины апреля перейти невозможно и в это время не всегда бывает там подножной корм.

Действовать по двум путям чрезвычайно выгодно, если бы для того достаточно было войск, но как пути сии между собою почти никакого сообщения не имеют, то в таком случае каждый отряд должен быть столько силен, чтобы мог противиться почти всем силам неприятеля. Здесь краткость и удобство сообщений совершенно в пользу неприятеля. Из Тавриза может он с равною удобностию итти как к Эривани, так и к Аслапдузу, сосредоточивая силы свои там, где потребуют того обстоятельства. Может также отделить часть оных, по мере надобности всегда сохраняя возможность соединить их. Напротив того, наши два отряда, разделены будучи горами, никакого прямого сообщения иметь не будут и одну удобную для движения тягостей дорогу, пролегающую долиною Куры и соединяющуюся с дорогою, идущею от Эривана чрез Лори в Тифлис. Есть дорога от Асландуза, восходящая некоторое расстояние по Араксу и потом на город Нахчевань, но до того как сей город не будет в руках наших, нельзя будет иметь сообщения, ни отряд левого фланга в случае неудачи воспользоваться оною не может.

Я прилагаю у сего ведомость, в которой означается какое число войск будет находиться под ружьем в каждом из отрядов, если составить оные согласно с доставленным ко мне расписанием. Сие почел я нужным для того, чтобы изъяснить, что в состав отряда левого фланга, которому не предназначено главного действия, поступает в сравнении с отрядом правого фланга пехоты не соразмерно много и таких войск, кои имеют более опыта и более навыка к трудам. В войне же против персиян пехота есть главнейшее оружие.

Дабы действовать по второму предположению поставляется непременным условием: изобилие в Ширвани и совершенное успокоение и очищение собственных областей наших. Возможность собрать двухмесячное продовольствие для отряда, который должен действовать через Карадаг; верный способ доставлять сии запасы этапным устройством до самого Тавриза вслед за войсками.

В Ширвани неприятель причинил разорение. Возмущенные жители не успели снять всего хлеба и засеять на весну полей, следовательно обыкновенного урожая ожидать невозможно и как хлеб снимается в конце июня, после начатия военных действий, то в теперешнее время составить запасов не из чего. Хлеба, доставленного из Астрахани, на сие недостаточно и средств подвоза нет. Доставление этапным устройством до самого Тавриза почти невозможно или по крайней мере чрезвычайно затруднительно. Для чего от Асландуза до Тавриза должно устроить несколько постов большею частию в таких местах, где в летнее время нет травы, следовательно нет средств довольствовать волов при транспортах. Сами жители по причине зноя удаляются в горы и посты устроены будут в местах, где свирепствуют климатические болезни и смертность. На постах должно оставлять значительное число войск, дабы могли они давать сильное прикрытие транспортам или оные подвергнутся опасности от кочующих вблизи от дороги шагсеванцев и других народов богатых конницею. Действие самого отряда на Тавриз сопряжено с немаловажными затруднениями, ибо нет подножного корма, как сказано выше, ни провианта для людей, ибо известно, что Карадаг не производит столько хлеба, чтобы довольствовать собственных жителей. Занятием Тавриза не пресекается сообщение Эриванской провинции с Адербиджаном, который [238] почитается изобильнейшею областью в Персии в жизненных припасах и граничит с Эриваном.

Итак, главный отряд, овладев Тавризом, должен будет идти к Эривани для пособия другому отряду, который занят будет означенною крепостью и быть может не будет иметь достаточно сил овладеть оною. Нельзя также предположить,, что занятие Тавриза понудит персиян к миру ,но скорее думать можно, что они до тех пор не заключат мира, доколь мы не упрочим завоеваний наших покорением крепостей.

Здесь присоединяю я ведомость войск, входящих в состав каждого из отрядов по второму предположению.

Изъяснив затруднения, кои встречаются в строгом исполнении двух означенных предначертаний, долгом поставляю объяснить также способ, коим надеюсь выполнить высочайшую волю г. и.

Главный отряд должен действовать на Эривань, как сказано в первом предположении, но он должен быть гораздо сильнее, дабы подвигаясь вперед мог оставить достаточные посты для охранения сообщений и снабжения транспортов довольно сильными конвоями. Отряду сему предложить другое важное подразделение. Пришед к Эривани довольно раннею весною, когда средства к осаде не могут быть подвезены, должно оставить часть войск для наблюдения за Эриванью и крепостью Сардар-Абатом; с другою же частью предполагаю подвинуть до реки Арпачая и действовать сообразно с обстоятельствами.

Другой отряд нужно иметь в Карабаге, дабы остановить персиян, если бы покусились они снова войти с той стороны в пределы наши. Для сего достаточным нахожу составить отряд сей из восьми баталионов пехоты, двадцати четырех орудий, артиллерии и трех казачьих полков. С открытием весны отряд сей может расположен быть на самом Араксе между Асландузом и Худаперинским мостом.

Смотря по обстоятельствам может он сделать два или три марша за Араке, если представится возможность нанести какой-нибудь вред неприятелю. Впрочем сего достаточно будет, чтобы на сию сторону обратить внимание персиян и заставить их отвлечь сюда довольно значительную часть сил. В течение июня или около половины июля образ действия персиян должен обнаружиться.

Если Аббас-Мирза с главными силами покусится войти в Кара- баг, чего предполагать невозможно, ибо скорее думать можно, что обратится он к защите Эривани, то и в таком случае отряд левого фланга, мало слабейший того, против которого неприятель потерял сражение под Елисаветполем, может остановить его успехи. Предположив даже, что отряд встретит силы несоразмерные, тогда должен он отходить к Елисаветполю, куда в подкрепление ему из отряда правого фланга, который тогда будет уже на Арпачае, можно будет прислать в подкрепление часть пехоты и конницы от озера Гогча чрез урочище, называемое Чардахлы, находящееся в Шамшадильской дистанции близко от Елисаветполя. По дороге сей одни только тягости проходить не могут.

Если прежде июня или июля месяцев персияне не покусятся вступить в Карабаг и никакого приготовления к тому не будет видно, отряд левого фланга может идти к Нахичевану и овладеть сим городом, что может быть весьма опасным для сообщений персидской армии, которая будет действовать в Эриванской области против главного отряда нашего. [239]

Предположив, что Аббас-Мирза сосредоточит главные свои силы в Эриванской области, тогда отряд левого фланга принесет величайшую пользу тем, что неприятель должен будет для наблюдения за ним отделить весьма большое силы, дабы не допустить его действовать в тылу своей армии. Персияне будут иметь выгоду внутреннего положения между двух наружных линий, но чтобы и сим воспользоваться, надобен не малый степень искусства. Впрочем, если бы отряд левого фланга паче чаяния потерпел какую-нибудь неудачу, то свободно может тою же дорогою отступить в Карабаг и неприятель никак ему в том препятствовать не может.

Пребывание в Карабаге отряда левого фланга много закрывает мусульманские провинции наши и особенно доставляют спокойствие Карабагу, где можно будет собрать довольно хорошую конницу. Кочевья, в летнее время находящиеся в горах, будут весьма полезными войскам, когда они направятся к Нахичевану и в особенности находящиеся там армянские селения. Отряд будет иметь подножный корм изобильный.

Согласно с высочайшею волею г. и. взятие Эривани и Тавриза составляют две главные цели сего общего предначертания. Из прилагаемой ведомости виден состав каждого из двух отрядов и всех прочих войск, остающихся в границах наших.

Неудобство сводных команд слишком известно, чтобы не избегать оного при малейшей к тому возможности. Со всем тем здесь невозможно не допустить некоторого разделения дивизий и бригад. В прибывшей сюда 20-й пехотной дивизии весьма мало находится люден, видевших неприятеля. Сего одного достаточно уже, чтобы сделать слабым тот отряд, коего главные силы составляла бы сия дивизия. Напротив того большая часть войск Кавказского корпуса во все время находилась попеременно в походах и делах, отчего как офицеры, так и солдаты приобрели некоторую опытность.

На сем соображении основаны составы обоих отрядов, предназначаемых к действию на Эривань и со стороны Карабага.

Предполагаемых сил для удержания Дагестана в порядке совершенно недостаточно. Дербент не подвержен нападению, но гарнизонный баталион сего не может охранять благонадежно кроме одной цитадели. На тишину же между жителями и покорность имеет действие баталион Куринского пехотного полка, близ города расположенный, который между тем не допускает табассарцев и жителей верхнего кантака выходить из гор в силах. В крепости Бурной необходимо иметь один баталион. Куба также не может быть оставлена без войск и, принимая в соображение значительный недостаток в комплекте войск, менее баталиона оставить там невозможно, ибо на нем возлежать будет препровождение транспортов.

Крепость Баку не имеет на Дагестан ни малейшего влияния, чрезвычайно слабый гарнизон ее необходимо усилить хоть двумя ротами при двух орудиях, иначе может явиться опять какой-нибудь хан, обложить крепость и препятствовать пользоваться средствами земли для подвозов. Затем из всей бригады ген.-м. фон Краббе 61 останется только два баталиона и две роты, с коими предполагается расположить его у Старой Шамахи. Оттуда будет он действовать по обстоятельствам, препятствуя вторжению неприятеля в Ширвань или подкрепляя Баку и Дагестанские области, если в том окажется надобность. Дабы усилить отряд его, я хотел не заимствуясь от него, [240] усилить Бакинский гарнизон Каспийским морским баталионом, но должен по необходимости обратить его в крепость Шушу. Легко случится может, что для охранения Зардоба, лежащего на Куре, где будет склад запасов для войск действующих в Карабаге, надобно будет от отряда ген.-м фон Краббе еще отделить две роты с двумя орудиями.

В назначение начальником отряда левого фланга буду ожидать высочайшей воли е. и. в.

Войска, остающиеся в пределах наших, подчинятся ген.-лейт. Вельяминову 1-му на точном основании предписания, равно как и внутреннее управление. Но для него нужно учредить дежурного штаб-офицера, умножить число адъютантов и составить канцелярию, ибо собственно по предметам снабжения действующих за границею войск будет он иметь много переписки.

Корпусной штаб, который при мне состоять должен, составлен будет по предписанию.

О количестве провианта и овса, который должен быть доставлен из внутренности России морями Черным и Каспийским, не умедлю доставить сведение в Астрахани, не ожидая сплава по Волге, дабы не потерять времени, можно заимствовать провиантом из городских запасных магазинов, что и прежде мною делано было.

Генерал от инфантерии Ермолов

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6218, ч. 1 лл. 30-36. Подлинник.


Комментарии

61. Фон Краббе, Карл Карлович — генерал-майор. На службе находился с 1798 г. Произведен в генерал-майоры в 1818 г. Командовал 3-й бригадой 21-й пехотной дивизии и являлся военно-окружным начальником в Дагестане.