№ 13

1817 г. мая 9 — Письмо А. П. Ермолова Гусейн-Кули-хану Ереванскому о плохом приеме его посольства персидскими чиновниками

Сел. Девелю

Пребывание мое в Эривани научило меня уважать в. высокост. не по одному знатному месту, вами занимаемому, но дружественное ваше расположение, почтенные свойства и строгий порядок, отличающий во всех частях управление ваше, снискали навсегда истинное мое к вам уважение, которое и заставляет меня быть к вам откровенным.

Со вступления посольства в Эриванскую область, принято оно было в Эчмиадзинском монастыре по распоряжению вашему приличным [40] образом, также в г. Эривани, где ничто не укрывается от прозорливого внимания вашего; но повсюду в других местах нет ни хороших палаток для помещения посольства, ни съестные припасы для содержания оного не доставляются порядочные и в том количестве, как мною предупреждено было. Больные в свите моей умножаются, и не взирая на требования мои, не получаю я тахти-ревенов. Мне дают нелепый отзыв, что таковые служат к употреблению одной фамилии е. в. Я очень разумею, что сие свято соблюдаемо должно быть каждым из подданных е. в. шаха; но никак не понимаю, чтобы я должен был тому повиноваться, особливо, когда я их требую не для прихоти, а по крайности.

В душе моей уверен я, что в. высокост. неизвестны сии беспорядки, которые тем более неприятны, что они доказывают недостаток внимания чиновников персидских к посольству и лицу моему, тогда как я не должен допускать того и сносить никакой нужды не имею. Не примите письмо мое за жалобу. Неблагоразумное поведение каких-нибудь чиновников персидских недостойно жалобы, и знаю я, что я прежде выеду из областей управления вашего, нежели вы можете сделать распоряжение.

Я сказал вам как доброму приятелю правду, к которой могу и то присоединить, что посол е. в. шаха не так был принимаем в России.

АКАК, т. VI, ч. I, док. 1364.