№ 91

1802 г. октября 20. — Записка Сергея Лашкарева канцлеру А. Р. Воронцову о делах армянской церкви

/л. 169/ Записка е. с. государственному канцлеру о армянском патриаршеском деле.

В объяснение о изготовленных мною к ереванскому и нахичеванскому хану письмах, как к подписанию в. с. третьего дня от меня препровождены, имею честь донесть, что по представленной от армянскаго арх. еп. Ефрема выписке из писем, полученных из разных мест относительно армянскаго патриарха Даниила, высочайшего г. и. грамотою и бератом Оттоманской Порты в сем достоинстве утвержденнаго, о коем тамошний же архимандрит Григорий, здесь находящийся, дерзнул рассеять слух, якобы сей патриарх в том достоинстве, не признан, подано мною в 21-го августа сего же года записка министерству, по коей, как в письме г. статс-секретаря Энгеля от 26-го числа того же августа /л. 169об./ означено, угодно было е. и. в. повелеть их сиятельствам бывшему вицеканцлеру кн. Александру Борисовичу Куракину и гр. Виктору [126] Павловичу Кочубею сделать разсмотрение и по разсмотрении о мнении их по оной донесть.

Они же, во исполнение того повеления письменно от себя представили, что поелику патриарх Даниил, как грамотою г. и., так и ферманом Порты утвержден в сем достоинстве, то и следует введя его в сие звание, способствовать в отдалении всех его неприятелем теми мерами, какие найдутся к сему приличными.

О архимандрите же Григорие рассевающем плевелы раздора о том патриархе сказано, дать ему твердыми словами почувствовать всю непристойность его поступка и справедливый е. и. в. гнев за беспокойство и подущении поселяемые им в народе. А о таможенном /л. 170/ директоре Иванове сказано отнестись к е. с. гр. Николаю Петровичу Румянцеву 102 строжайше предписать не вмешиваться в дела до него не принадлежащие, под опасением высочайшаго за онаго гнева.

Для вящаго же отнятия всех поводов, служащих к разглашению противных тому патриарху, толков, написать к ханам эриванскому и нахичеванскому, чтобы воздерживались помогать Давиду ни тайно, ни явно, а призывали бы патриархом Даниила в сем достоинстве утвержденнаго.

По силе коей записке их я и должен был изготовить те письмы к ханам, эриванскому и нахичеванскому и другия такие же к их сиятельствам, гр. Виктору Павловичу и к гр. Николаю Петровичу, кои и подписанию в. с. и препровождены. А теперь для вящаго о всем том уверения ваше препровождаю к усмотрению /л. 170об./ как ту записку мою, по коей оное высочайшее повеление последовало, так и письмо г. статс-секретаря Энгеля 103, изъявляющее высочайшее г. и. соизволение и записку бывшаго вице-канцлера кн. Александра Борисовича и гр. Виктора Павловича о их мнении, и все протчие армянские по сему предмету бумаги с их переводами.

Сергей Лошкарев

Октября 20 дня,
1802 года.

АВПР, ф. Армянские дела, 1802-1803 гг., д. 185, лл. 169-170 об. Подлинник.


Комментарии

102. Румянцев Николай Петрович — (1754-1826) — граф, государственный деятель и дипломат. С 1802 по 1811 г. — министр коммерции и директор водных коммуникаций В 1808 г. — министр иностранных дел, а в 1810 г. стал государственным канцлером совета, в 1814 г. ушел в отставку. Будучи в высших государственных должностях, Румянцев имел прямую связь с Восточной политикой России и завоеванием Кавказа.

103. Энгель — статс-секретарь министерства иностранных дел.