№ 476
1811 г. — Сообщение А. П. Тормасова о планах персидского шаха и другие известия
/л. 76/ Чрез конфедентов наших в Персии и чрез посыланных туда лазутчиков получены сведения, что в Персии продолжаются с большою деятельностию военныя приуготовления и что владетель Персии Баба-хан, разделив войски свои на разныя части, под предводительством своих сыновей отправит оные к трем пунктам наших границ, одну к Карабагу, другую к Баш-Абарани для действий на Бомбаки, а третью к Арпачаю, которая, соединясь с войсками арзерумскаго сераскира Емин-Эфендия и также с карскими, должна обратится на нашу Шурагельскую провинцию, подкрепляя в то же время и войски ахальцыхскаго Шериф-паши, которому по общему соглашению соединенных неприятелей должно действовать на Имеретию, вспомоществуя беглаго царя Соломона и так же делать иабеги на Карталинию. С четвертою же частию персидских войск сам Баба-хан располагает из Теграна выступить 15-го числа будущего майя месяца и следовать к вершинам озера /л. 76об./ Гогчи для неприятельских действий на нашу Елисаветпольскую провинцию и против наших шамшадильских и казахских татар. [589]
Приехавший недавно в Тегран турецкий посланец Ясын Эфендий привез к Баба-хану денежную сумму от арзерумскаго сераскира, которая им принята, так как и предложение его, чтобы на Арпачае часть войск персидских соединилась с сераскирскими войсками для соединенных действий.
Известия подтверждаются, якобы к владетелю Персии прибыл новый посол из Англии, имеющий полномочие от своего двора и что принят Баба-ханом весьма благосклонно. Мнение сим посланником предложенное Баба-хану, чтобы в Персии конные войски уменьшить, а умножить пехоту и артиллерию, принято персидским правительством с уважением и вследствие того формируются в Тавризе к прежде /л. 77/ бывшим еще новые пехотные полки. Посол сей имеет в своей свите многих артиллерийских офицеров, которые вместе с ним отправились уже в Тавриз, так как новый посол будет находится при наследнике Персии Аббас-мирзе, а прежний останется при Баба-хане. Артиллерийские же офицеры привезены им для обучения персиян действовать артиллериею.
Лазутчики, посыланные в Еривань, возвратясь оттоль, принесли известие, что ериванский сардар Гуссеин-Кули-хан составил конную партию из 600 человеков отборных наездников для набегов на селения Бамбакской или Шурагельской провинции. Другую же партию, из 400 человек состоящую, послал для переселения во внутрь Ериванской области карских карапапах, которыя, имея жительство близ наших границ, продавали нам во весь прошлый год хлеб и намерены были переселиться в Грузию, так как /л. 77об./ они все беглые грузинские татары, поселившиеся на карской границе, смежной с ериванскою. Но против сих намерений ериванскаго сардаря взяты всевозможные осторожности.
Из Карса получено известие, что и арзерумский сераскир Емин Эфендий по согласию с персидским правительством также 15-го будущаго майя месяца двинется с войсками своими из Арзерума. Ныне же требует от карскаго Абдул-паши скорейшаго изготовления карских войск и поставки вьюков и ароб для перевоза чрез гору Соганлы во время его следования к Карсу всех тягостей и артиллерии.
Свидетельствовал ген.-от-кав. Тормасов.
ЦГВИА; ВУА, 1811 г., д. 6192, лл. 76-77 об. Подлинник.