№ 300

1806 г. июля 18. — Рапорт П. Д. Несветаева Г. И. Глазенапу о враждебных намерениях французских эмиссаров и письмо П. Д. Несветаева баязетскому паше с просьбой задержать и выдать их ему

Поспешаю в. пр. донести, что я получил большой важности известие, хотя и требующее еще подтверждения; оное дошло ко мне от выбежавших к нам из Эривани армянских семей для поселения на жительство в Шурагельской провинции. Как же обстоятельство сие имеет большую сходственность с прежним показанием казахскаго жителя Исмаил-Абдал-оглы, приезжавшаго в Казах от царевича Александра, которое отправлено к в. пр. при донесении моем под № 1287, то по той причине и заслуживает вероятия. Известия спи суть следующия: Французские эмиссары генералы Ромье и Жобер действительно Юсуфф пашею были отправлены к Баба-хану сердарю чрез г. Ван и находились у него до сего времени. Предмет их миссии был тот, что они просили именем Бонапарте, дабы Баба-хан позволил прибыть французским войскам к его берегам, на тот конец, что если он на сие согласится, то обещевали именем Бонапарте непременно вспомоществовать своими войсками взять Грузию и выгнать из оной российския войска в оной расположенный. Однако же ответ Баба-хана был тот, что он на сие не согласен, по той притчине, что надеется меньше от России получить неудовольствия, нежели от французов, позволив войскам их войти в свои пределы; что Россия требует от него уступки тех только мест, в коих он очень малую имеет нужду и которая для него маловажны; впротчем, что он, уступя сии места по самой Араке, пребудет во всегдашнем покое и не будет более от России притеснен. С сим ответом Баба-хан сардар отпустил тех эмиссаров и без всякаго им награждения, которые и отправились уже от него, намереваясь проехать в Турцию чрез Баязетское владение.

Письмо ген.-м. Несветаева к Баязетскому паше Ибрагиму, от 6 июля 1806 г.

Получены мною самовернейшия известия, что французские эмиссары генералы Ромье и Жобер, в. пр. довольно известные и содержавшиеся у вас под арестом, потом Юсуф-пашею отправленные чрез г. Ван к Баба-хану сердарю, по прибытии к нему не получили по предмету своей миссии ни малеишаго удовлетворения. Баба-хан совсем им отказал и отпустил без всякаго награждения. Теперь мне совершенно известно, что они предприняли обратный путь свой чрез Баязет, почему в. пр., яко владетеля сего [361] пашалыка и добраго нам соседа, известнаго по своему расположению, я прошу покорнейше употребить все ваши старания к поимке их и доставлению ко мне. Исполнив сие, в. пр., в сильном опыте покажете свое усердие и я могу уверить вас именем всемогущаго бога и моею честию, что таковой ваш подвиг доставит вам благополучие и вы удостоитесь от е. и. в. всемилостивейшаго и великаго моего г. и. получить обильныя милости и неожидаемую вами награду. Как же к сему обязывает вас собственная ваша польза, то я от приязни и расположения в. пр. ожидаю, что вы примете на себя исполнение сего во всей точности и не оставите меня на сие скорым вашим отзывом. Повторив еще, что с сим делом сопряжены величаншия выгоды ваши, при уверении в искреннем моем к вам благорасположении, остаюсь истинно доброжелательным…

Акты, том III, док. 782.