№ 299

1806 г. июля 8. — Письмо Андрея Аршакова из Караклиса ч П. Д. Несветаеву со сведениями о французских эмиссарах, отправившихся в Персию

В. пр., милостивый государь!

За нужное почитаю в. пр. известить, сейчас получил достоверные известия из Эривани об бежавших семей армянских оттоль к нам и расположились на жительство в сел. Дарбасе, и с ними один армянин, который и отправился в Тифлис. Я ж ему приказывал явиться к в. пр. Оной мне объявил, что приезжал из Тиграни (Должно быть — Тегеран ) к Мехти-Кули-хану посланник с тем, что прежде известные в. пр. два французские воежира 1-й Ром 171, а 2-ой Жоберт, которые и были отправлены чрез г. Ван к Баба-хану, Усюф-пашею 172, кой и находились до сего времени у него и требовали /л. 291об./ именем Бонапарта, чтоб Баба-хан позволил прибыть ихнему войску на место, лежащему близ моря в его пределы, где по высажении с кораблей французскаго войска итти прямо в Грузию. Нежели Баба-хан на оное согласится, то обещевали именем Банопарта, что непременно вспомоществуют взять Грузию и выгнать все российское войско в Грузии расположенное. Баба-хан же им ответствовал, что на оное я не согласен, ибо я надеюсь меньше получить от России неудовольствия, нежели от вас когда позволю вам прибыть с войском в свои пределы, потому что Россия требует от меня те места, в коих я имею очень мало нужды, и для меня маловажны, нежели я дам России все те места, кои она требует по самую реку Аракса, то в дагдашнее время очин буду покоин и от них впреть притесненным уже не буду. А притом отпустя их /л. 292/ от себя без всякаго, награждения, итак последне довершено, что оные французы по отправлении от него имеют вояж чрез Биазет. В таковом случае не угодно ли будет в. пр. в непродолжительном времени послать к Биазетскому паше свое письмо, и попросить его, дабы он мог оных французов для вас постараться поймать, со уверением, что конешно вы не останетеся противу онаго к нему благодарным. Да прежде полученное от него письмо на имя ваше, которое я не мало не мешкав к в. пр. отправил на оное никакого ответа не последовало, то и сумневаюсь, что получили вы оное. В Эривани утверждают, что сражение, происходившее с Шах-задою, как во множестве полагают его войска убитыми, а равно, что и сам Шах-заде убит, но досто/л. 292об./верно об нем знать еще не могу. А что касается до эриванских войск, а равно царевича Александра также, и Мехти-Кули-хан, в таковом находются теперь страхе после разбития Шах-зады и всякой час ожидают прибытия российских войск и все находются в крепости, — в протчем скажу, что получил я из Азрюма жеуминный чубук длиною 3.5 аршина, который самой важнейший в России, я так полагаю, что еще не имеет никто другой оной величины. Так, не прикажите в. пр. оной, к вам отправить, и пребывая с истинным моим [360] великопочитанием и с таковою же преданностию, в. пр. милостивеишаго государя покорнейший слуга Андрей Аршагов.

Июля 8 1806 г.
сел. Караклис.

ЦГВИА, ф. ВУА, 1806 г., д. 4250, ч. 4, лл. 201-202. Перевод.


Комментарии

171. Ромье (ум. в 1805 г.) — Французский генерал, в 1805 г. был направлен в Персию в помощь находившемуся там Жоберу, с целью привлечения Персии на сторону Франции. Однако по прибытии в Тегеран Ромье скончался (октябрь 1805 г.).

172. Юсуф-Паша — эрзерумский сераскир, в декабре 1807 г. казнен по приказу Порты.