№ 294

1806 г. июня 16. — Рапорт П. Д. Несветаева главнокомандующему на кавказской линии ген.-лейтенанту Г. И. Глазенапу 165 о вторжении персидских войск в русские пределы

/л. 103/ Получа краткий рапорт от начальствующаго в Елисаветопольской крепости майора Просфиркина о прибытии в оную 17 Егерскаго п. майора Парфенова со всем отрядом, находившимся в Шекинском владении, спешу о сем донести в. пр. и присовокупить при том, что по получении мною подробнаго донесения о положении того отряда, в каковом он прибыл в Елисаветополь и о всех обстоятельствах, касающихся до измены Селим-хана Шекинскаго 166, буду иметь честь тотчас донести в. пр. во всей подробности.

Аббас-мирза Баба-ханов сын I числа сего месяца с 10 т. персидских войск действительно приближился к Шуше расстоянием на 6 агачей (немецких миль) и расположился лагерем на Каракапете. Ген.-м. Небольсин 167, как известно в. пр. из последних моих [351] донесений, послан/л. 103об./ный с двумя баталионами Троицкаго мушкетерскаго п. и частию 17 сгерскаго при г. полк. Карягине для подкрепления отряда майора Лисаневича и для защищения Карабагскаго ханства от разорения перснянамнине дошед за три перехода до Шуши, был на переходе от Шахбулахской крепости до Ленкорана встречен и атакован передовыми войсками Шах-зады в 4 г. конницы. Не останавливаясь однако же на марше при продолжавшемся беспрерывном огне во время перехода 16 верст, неприятель с помощию божиею отражен с большим уроном в убитых и раненых и принужден был отступить к Каракапету для соединения с главным войском Шах-зады. Генерал же майор Небольсин по рапорту его ко мне, оставя обоз и все тягости в Аскоранской крепости с пристойным прикрытием и одним орудием, на другой день, т. е. 10-го числа сего месяца, пошел вслед за неприятелем к Каракапету в намерении ударить на самый лагерь. О последствии и успехах сей экспедиции по получении мною от него рапорта я не премину тотчас донести в. пр. со всею точностию.

Между тем долгом считаю присоединить при сем, что по полученным мною рапортам от казахскаго моурава надворнаго советника кн. Бебутова и Александр царевич, предводительствующий 7-ю /л. 104/ тысячами персидских войск, прибыл уже на речку Балахлу в расстоянии на один день езды от Казахской провинции, и оттоль 12-го числа тронулся к Шемшадильской волости. Намерение Баба-ханова сына есть то, чтобы по приближении с войском царевича Александра к Казахам и Шамшадилам, взбунтовать противу русских жителей обеих сих волостей и потом уже, соединясь со всею силою Шах-зады, итти на Тифлис. Подтверждение сего в. пр. усмотреть изволите из препровождаемых при сем переводов с возмутительных писем от царевича Александра и Гуссейн-Кули-хана Урумскаго к казахцам, кои казахским моуравом кн. Бебутовым вместе с самыми шпионами, от царевича посланными, перехвачены и ко мне присланы. Я. предупреждая весьма неприятные последствия, естьли бы сии персидские войски ворвались в наши границы, тотчас предпринял все нужные меры. Сняв с Тианетскаго поста две роты кабардинскаго мушкетерскаго п. при одном орудии, как не нужные там по совершенному успокоению хевсурцов, отправил на Демурчасальский пост, важнейший для удержания коммуникации между Тифлисом и Елисаветополем. Майору же Троицкаго мушкетерскаго п. Левенцову, начальствующему сим постом, дав полные наставления, предписал немедленно с 250-ю человек рядовых /л. 104об./ Троицкаго п., 60-ю драгун и 100 человеками казаков при двух орудиях выступить на речку Акстафу, разделяющую Казахскую и Шамшадильскую волости. Там, расположась между селениями Фаграми и Дахчисаман, взять все меры для защищения Казахов и Шамшадил и для воспрепятствования неприятеля ворваться в наши границы.

С другой стороны, по точным сведениям чрез нарочно посыланных в Еривань шпионов, часть персидских войск в 7-ми тысячах под предводительством разных ханов выступила к Ечмиадзинскому монастырю в намерении напасть на Шурагельскую и Бамбакскую провинцию, в коих под начальством Кавказскаго гранодерскаго полка полк, Симоновича расположены вверенной мне Саратовской [352] мушкетерской п., один Кавказскаго гранодерскаго п. баталион и две роты Троицкаго мушкатерскаго. Почему полк. Симонович, в коего деятельности и искусстве в военном ремесле я совершенно уверен, сделал уже свои распоряжения для отражения неприятеля и все селения Шурагельской провинции, лежащие в опасных местах, свел в селения Артик, Караул Тепь и Кавчаго, где расположа две роты Троицкаго мушкетерскаго п., две роты Кавказскаго и. и две роты Саратовскаго мушкатерскаго, сам к оным отправился для командования. А в селении Гумри оставил майора Ливенцова с двумя ротами Кавказс/л. 105/каго гранодерскаго п. при двух орудиях и одну роту ввереннаго мне полка в селении Гамамли. Таким образом, обеспечив все важнейшие места Шурагельской провинции, обязанностию полк. Симоновича будет отражение нападений неприятельских и недопущение его впасть в нашу границу.

Наконец, имею честь донести в. пр., что хотя и нет еще никакого известия о движениях самого Баба-хана сардаря, но соображаясь со всеми обстоятельствами и положением дел наверное должно думать, что в будущем месяце непременно он соединится с сими своими передовыми войсками, командуемыми сыном его Аббас-Мирзою.

Ген.-м. Несветаев.

№ 1287.
Тифлис, июня 16 дня 1806 г.

ЦГВИА, ф. ВУА, 1806 г., д. 4269, ч. 4, лл. 103-105. Подлинник.


Комментарии

165. Глазенап Григорий Иванович (1751-1819) — русский генерал, с 1804 по июль 1806 г. командовал войсками на Кавказской линии, в 1807-1815 гг. — командующий войсками Сибирской линии (Док. 294).

166. Селим-хан Шекинский (Нухинский) — поставлен ханом в 1796 г. командующим русскими войсками на Кавказе графом Зубовым, в октябре-ноябре 1805 г. был посредником в переговорах П. Д. Цицианова с Мустафой ханом Ширванским. В июне 1805 г. вступил в подданство России, показал себя противником России, в октябре 1806 г. ханство его было передано Джафар-Кули-хану Хойскому.

167. Небольсин — генерал-майор русской армии, участник русско-персидской войны 1804-1813 гг., командовал войсками Карабахской провинции.