№ 230

1805 г. мая 5. — Рапорт П. Д. Несветаева П. Д. Цицианову о военных действиях русских войск под Эчмиадзином

3-го числа сего месяца жители шурагельские и гумринские продолжали забирать в крепости Талынской пшеницу, кои половину условились доставить в казну. Для сего оставил я в Талах до времени сто человек борчалинских татар, от их начальника еще не имею сведения — много ли нашлось всего хлеба; с отрядом же поспешил к месту сражения бывшаго 1-го майя при замке Готели, послав наперед к тамошним жителям уверении, что их имущество останется при них и за сим донской казачий Агеева полк отправил окружить Гечильский замок. По приближении онаго татары оставя армян в замке, уверив их в подкреплении из Эривани, сами удалились; армян же ис других селений насильно отвели в Эчмиадзин..., по приближении же отряда с артиллериею, замок Гечиллы сдался, в коем нашлось жителей селений Мосторас и Гечильских всего обоего пола 410-ть душ с их имуществом и разного скота 650 штук. Того же числа пополудни отправил я лазутчика в монастырь с требованием в копии у сего следующими о сдаче онаго; оно же сделало сильное впечатление над начальством эчмиадзинским и собранными в монастырь армянами, кои и отказались от татар не согласились с ними следовать в Эривань и дали мне знать, чтоб поспешить с войском. Я же сего числа в час пополуночи выступи из Гечил, следуя к монастырю с дороги отправил казачий Агеева полк, чтоб окружить монастырь, что и выполнено до прибытия эриванских войск, в виду коих занял я монастырь и окрестности онаго, а войски эриванские в ту ж минуту изчезли.

Пополудни посланные партии для открытия неприятеля привели до 20-ти семей армян, посему находится уже у меня армян более 500-ть семей с их скотом и имуществом.

5-го числа сего месяца пополуночи в 4 часа отправлена партия казачья для приведения к Эчмиадзину из селения Агунадуна 100 семей армян.

Беспрестанно подтверждаются слухи, что крепость Эриванская находится в крайности и неминуемо сдасться коль скоро в. с. к ней приближится.

Татары многих селений вверенным мне отрядом рассеяны, большая их часть загнана в Эривань, их скопление по недостатку хлеба в тягость эриванскому хану, кольми паче при несогласии междуусобном, к увеличению коего пустил я в народ эриванской прокламацию, с коей копию в. с. почтеннейше представляю.

Свиты е. и. в. по квартирмейстерской части майор Матусевич находящийся неотлучно при мне с инженер-подпорутчиками Миргородцким и Набортновым и мною употребляем при идеальном плане Талыне как важности онаго поста так и выгодной дороги из Бамбах чрез Артик и Талынь к Эчмиадзину на случай экспедиции впредь на Эриванскую область подробное описание, — ему ж предложил я отыскивать все потребные сведении посему предмету.

Об отряде войск в. с. посланным Делижанским ущельем, где оной находится и об действиях его никакого сведения не имею. Джафар же Кули хан, равно и куртинцы не делают никакой [302] диверсии и нс выслали войск своих, а помощию всевышняго выполняются повелении в. с. благополучно и успешно.

Армяне сдаются, коих количество весьма велико и почти без хлеба. Я их отправляю в Шурагельскую и Бамбакскую провинции; а чтоб не воспоследовало между ими голода, равно и для распределения их, отнесся я к г. ген.-м. кавалеру Портнягину. Татары же, при поспешном своем бегстве, забранной с собою хлеб чувалами, из оных разметали по полям и по дорогам, чтоб ничего не оставить в добычу преследовавшим их, коего отобрать невозможно, а сами они большею частию удаляются к Нахичевани. В таковом положении дел ожидаю от в. с. наставления.

Патриарх Давид из Эчмиадзинскаго монастыря до прибытия отряда ушел в Эривань, к нему послано письмо, с коего копия у сего прилагается. Монастыря же я не коснулся, армян, сдавшихся, содержу в Эчмиадзинской крепости и поспешу их отправить некоторую часть в Артик, прочих в Бамбах. Некоторые селении армянские, обойденные, сами пошли к Артику и в Бомбах; обеспечив же армян, обрачусь паки к Эривани для учинення поисков над наги-беков и прочими изменщиками, равно и для истребления войск эриванских, кои так поспешно вчера бежали от Эчмиадзина, что бросили по дороге котлы, палатки, ковры и разные вещи в добычу и к поощрению новаго казачьего Агеева полка попавшиеся.

С подлинным верно: за полкового адъютанта подпоручик

Попов

№ 17.
Майя 5-го дня, 1805 года.
При монастыре Эчмиадзинском.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 4259, ч. 11, 1805 г., лл. 67-68 об. Копия.