№ 203

1804 г. — Письмо мелика Абраама и юзбаши Гавриила П. Д. Цицианову с призывом освободить армянское и азербайджанское население ереванского ханства

Мы перешли из Эривана в Караклис под покровительство великаго императора российскаго и привели с собою нашего народа более 200 семей, но армяне живущие возле кр. Эриванской остались там более 500 семей и как над ними всегда были поставлены караулы, то невозможно было им бежать оттоль и так они остались в руках неверных персиян.

А хотя новый хан Эриванский имел намерение переселить армян во внутрь Персии по прежнему, как повествуют прежния исторические книги, но видя мы таковое их злонамерение, каким-то средством избавились мы от рук их; только безпокоит нас жалостное положение оставшихся там армян, почему, отправляя сыновей [284] наших к в. с., доносим, что в теперешнем случае весьма малое число войска находится в Эривани, неболее 3000 чел. пеших; Эриванские же жители, татары, живущие в крепости и вне оной, все с нами поговорили и дали условие, что чрез короткое время если пойдет ваше войско в Эривань, то все вам покорятся и без всякого безпокойствия завладеется крепостию со всею принадлежностию ея. Уповая на милосердие всевышняго и надеясь на высокославныя войска великаго и всесильнаго императора, умоляем со слезами в. с., будьте спасителем армян, оставшихся там и находящихся в крайнем положении, не имея ниоткуда помощи и претерпевают разный обиды и притеснения, как случилось 12 числа сего месяца: 4 семей армян привели персияне и обнесли перед ханом, которой без всякаго изследования велел отрубить головы людям, а семейства их отдал персиянам в полон, хотя много просили их, но не взирая на нашу просьбу, делают разныя беззакония. Почему просим покорнейше в. с. подать какое либо средство к избавлению их; хотя мы сами должны были ехать к в. с. и пасть у йог ваших с изъяснением нашей просьбы, почему причиною есть во-первых старость наша, а во-вторых дорога, а потому и написали сие просительное письмо к в. с., дабы в. с., снисходя на таковое крайнее положение тех армян, спасли бы из бездны в вечную славу имени вашего.

Эриванскаго хана имя есть Мехти-Кули-хан 142, правитель всех и под командою его находятся слепой Келб-Али-хан и Теймураз 143 царевич; по сии два хана секретно с нами поговорили, что они весьма покорны и послушны великому императору российскому. Обо всем сем мы разсказывали здешнему генералу; впрочем волн в. с. Поныне все татары эриванские бунтуют против сказаннаго хана и находятся за крепостию; в короткое время приведет их как-нибудь в крепость и доколе они не соединились, поспешить лучше, ибо все вам будут покорны и послушны.

Акты, том II, док. 1205.


Комментарии

142. Мехти-Кули-хан — после отстранения Мамад-хана, Мехти-Кули-хан был назначен правителем Ереванского ханства, но спустя год его заменил Ахмет-хан.

143. Теймураз — грузинский царевич, сын Ираклия II; после присоединения Грузин к России перешел в Персию.