№ 108

1802 г. — Мнение правительственных кругов России о поддержании Даниила и о дальнейшем урегулировании дел армянской церкви

/л. 171/ Общее мнение начальников есть, что поелику Даниил получил грамоту и ферман от Порты на утверждение его в достоинстве патриарха армянскаго, то за сим не сообразно бы было с достоинством двора нашего переменять его на другаго, а потому и должно уже, введя его в сие звание, способствовать ему в отдалении всех его неприятелей теми мерами, каковыя наиболее найдутся к тому приличными. Вице-канцлер и гр. Виктор Павлович Кочубей согласны также, чтобы ни военные, ни гражданские губернаторы не вмешивались в дела духовныя, а оставляли оныя в совершенном ведении и распоряжении главы армянского народа.

Что ж касается архимандрита Григория, поселяющего плевелы раздора между народами, будто бы Даниил не признан еще патриархом, и что де вскоре выходит грамота Давыду о возстановлении со патриархом армянским, то дать ему твердыми словами почувствовать всю непристойность /л. 171об./ своего поступка обнадеживающий справедливый гнев г. и. за беспокойство и подущение посылаемыя [146] им в народе, несмотря на явныя высочайшия к нему милости и доказательства и избрании Даниила.

Равномерно отнестись должно к гр. Николаю Петровичу Румянцову, чтобы он приказал астраханскому таможенному директору Иванову предписать как строжайший, чтобы он никаких обнадеживаний Давыду о патриаршестве его не делал и, ограничивая себя ввереннаго ему по таможне должности, не вмешивался отнюдь в дела ему не принадлежащие, ибо иначе навлечет он на себя справедливый гнев г. и. и тем повредит совершенно настоящему своему служению. Для вящаго отнятия всех поводом служащих разглашений, написать ереванскому и нахичеванскому ханам, чтобы они воздерживались всегда помогать тайным и явным образом Давыду и признавали Даниила утвержденнаго в своем сане высочайшею грамотою.

АВПР, ф. Армянские дела, 1802-1803 гг., д. 185, л. 171-171 об. Копия.