Записка о пенсиях членам Грузинской царской фамилии
1802 г.
Во исполнение повеления вашего сиятельства (вице-канцлера) не оставил я изготовить два особые списка светлейшим фамилиям царя Ираклия Теймуратовича и сына его царя Георгия Ираклиевича, кои оба по кончине сих двух последних царей Грузии, и по присоединении ее в высокой Его Имраторского Величества державе, ожидают высокомонаршего воззрения. В оных списках означил я первыми вдовствующих цариц супруг их; под ними царевен дочерей их по старшинству лет, с означением состоящих в замужестве и сколько имеют детей и тех, кои в брак еще не вступили, а потом царевичей, равномерно по старшинству лет, с показанием кто женат и сколько имеет детей, и кто не женат и оба оные списка при сем на рассмотрение представить честь имею.
А как в тоже время угодно вашему сиятельству знать о моем мнении, сколько-б каждому из них от щедрот Государя Императора положить [181] пенсиону на содержание, в случае буде угодно кого либо из помянутых двух фамилий пригласить на всегдашнее жительство в Россию, то и осмеливаюсь слабым моим мнением покорнейше представить, что поелику царевичам Иоанну, Баграту, Михаилу и Мириану, на пребывание их здесь всемилостивейше было уже определено 10,000 рублей в год каждому, из коих двое, и именно царевичи Иоанн и Баграт женаты и имеют детей, а прочие двое оба холосты, и из числа коих первым трем, по случаю всемилостивейшего увольнения их во свояси, ныне производится в рассуждении тамошней дешевизны только по 3,000 в год, а последнему, то есть, царевичу Мирциану, остающемуся навсегда в России, производится и поныне 10,000 в год, то я полагаю: супруге царя Ираклия, вдовствующей царице Дарье 12,000 на год, да двум вдовствующим дочерям ее, царевнам Марие и Катеване и двум вдовствующим же ее невесткам, женам старших сыновей ее покойных царевичей Вахтанта и Леона, Катеване Константиновне и Нине Хайкодевсте (Ежели все они при ней будут находиться 16,000, что и составляет всего оной царице с двумя ее дочерьми и двумя невестками 28,000 в год), а вдовствующей царице Марие Георгиевне тоже 12,000 руб. на год, да малолетним детям ее мужеска и женска пола, пока они при ней и коих всех числом шестеро, и именно: царевичи Джибраик, Илия, Окропирий и Ираклий, да царевны Тамара и Анна 24,0000, что и составит всего сей царице с детьми ее 36,000 на год. О прочих же царевнах, находящихся в замужестве за тамошними князьями, я ничего не полагаю, думая, что они тамо с мужьями своими и должны оставаться; а царевичам женатым и холостым, буде кого угодно будет пригласить в Россию на жительство, определить такие же каждому пенсионы, какие всемилостивейше были определены царевичам Иоанну, Баграту я Михаилу и какой доныне производится дяде их царевичу Мириану Ираклиевичу и сверх того всем им пожаловать, не в зачет сих окладов, единовременно такую же милость, какая всемилостивейше была сим же царевичам обещана в указе от 9-го декабря прошлого 1801 года, и именно дом и на первое онаго обзаведение нужным. О чем покорнейше представляя все оное, предаю вашему сиятву на благорассмотрение и соизволение.
Сергей Лошкарев.
Августа 17-го дня
1802 года.
Сообщ. И. М.
Текст воспроизведен по изданию: Записка о пенсиях членам грузинской царской фамилии. 1802 г. // Русская старина, № 9. 1880
© текст - И. М. 1880
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1880